Вопрос жизни: редакция отвечает читателям

Почему Святая Церковь обращается к Божией Матери словами молитвы «Пресвятая Богородице, спаси нас!»?

Павел, г. Гродно. 

Святых угодников Божиих мы просим молить Бога о нас, а ходатайство Пресвятой Богородицы перед Ее Божественным Сыном имеет настолько большую силу, что Святая Церковь опытным путем установила именно такую словесную форму нашего обращения к Ней. Эта форма подчеркивает и отличие, и особенность Ее связи с Господом, и нашу молитвенную связь с Богородицей. 

Посмотрим на икону Божией Матери: кого мы видим на ней? Только Богородицу? Нет, но и Ее Божественного Сына. «Спаси нас!» – обращаемся мы к Ней перед лицом Спасителя, Которого Она держит на Своих пречистых руках. Спаси нас Своим предстательством перед Спасителем мира! 

Слово «спасение» мы используем и в житейских вопросах. «Служба спасения» – это сотрудники МЧС, есть еще спасатели на водоемах. «Спаси меня!» – обращаемся мы к другу в беде или несчастье. Эти люди спасают нас от земных невзгод, а Божия Матерь спасает нас и от житейских бед и духовных опасностей.

Обращаясь к Божией Матери с прошением «спаси нас», Святая Церковь одного только Господа Иисуса Христа называет Спасителем и исповедует, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).  Божия Матерь – особая, не сравнимая ни с кем из святых и ангелов Ходатаица к Спасителю. Она молит Спасителя о нашем спасении и тем самым спасает нас.

 

В чем предназначение пышной внешней красоты православного богослужения – богатое убранство храмов, утварь, облачения, красивое пение хора и протяжные возгласы священников? Всегда ли ей соответствует красота души тех, кто служит в Церкви?

Сергей, Минск.

Православный храм и совершаемое в нем богослужение – это приоткрытие для нас Небесного Царства, Самого Господа и возможность общения с Ним. Бог неописуем, о Нем нельзя лишь словами рассказать исчерпывающим образом, так, чтобы все стало ясно. Одних лишь слов и понятий здесь недостаточно. Царство Небесное можно явить человеку. Кроме ума, у человека есть чувства, которые тоже участвуют в процессе богопознания. Святая Православная Церковь, трудясь уже более 2000 лет в богословии – открытии Бога людям, накопила немалый опыт в методологии этого служения.  Первоначальное скромное богослужение гонимых христиан постепенно развивалось и становилось все краше. Мозаики, иконы и росписи храмов, удивительное пение, насыщенный чин богослужения, облачения священнослужителей – все это является внешним выражением внутреннего духовного опыта познания Бога многих поколений христиан, с одной стороны, и с другой – выражением опыта познания человеческой личности, для которой Бог яснее открывается как Красота, как Личность, Как Тайна. Тот внешний чин богослужения и храмоукрашения, который сегодня имеет Православная Церковь, является результатом непрерывного осмысленного развития богослужебной традиции первых христиан. Ничего в нем не является излишним. Все в нем свидетельствует о красоте Небесного Царства, стремиться к которому и призывает нас Господь. Что же касается соответствия внешней красоты богослужения и состояния душ его совершителей, то в этом сравнении есть одна существенная неточность. Вся внешняя красота Церкви свидетельствует о красоте Божией, а не о красоте служителей Церкви. В том числе и для них самих их красивые облачения, красивые храмы и пение свидетельствует о красоте Божией и является призывом стремиться к этой небесной красоте, к красоте добродетели. И если мы вдруг случайно станем свидетелями некрасивого поступка священнослужителя – это не сможет  изменить красоты Божией.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.