«Он не любил проходить мимо»

Воспоминания о митрополите Филарете 

протоиерея Владимира Башкирова

Моя первая встреча с владыкой произошла, когда я еще был студентом Московской духовной семинарии. Во время одного из церковных мероприятий я нес послушание дежурного на воротах. И вот я вижу, что идет маститый иерарх, которого я ещё не знал и даже ни разу не видел. Я подошел взять благословение. Он остановился, посмотрел на меня внимательно и стал спрашивать, кто я, как меня зовут, как я учусь. Получив ответы, владыка спросил: «Нравится тебе учиться?» – «Нравится», ¬– говорю я.  «Ну, продолжай учиться! Божие тебе благословение!» Меня очень удивило то, что он не прошел мимо простого студента, остановился, поговорил, проявил вимание. Потом я узнал, что это был его образ общения с людьми, он не любил проходить мимо людей просто так. Обязательно с человеком пообщается, скажет слово утешения, поддержки, а то и просто пошутит. Кстати, у него было удивительно тонкое чувство юмора. 

В июне 1978 г. я был рукоположен в сан священника митрополитом Антонием (Мельниковым), который уже в сентябре того же года был переведен из Минска на Ленинградскую кафедру. И вскоре в Минск приехал владыка Филарет. Я тогда служил в храме святителя Николая в Логойске и в Минск, а тем более, в епархиальное управление, выезжал очень редко. 

Вскоре после приезда владыка Филарет сам пригласил меня к себе. Он поинтересовался,  как у меня дела, как я устроился, все ли нормально. Я стал жаловаться, что нужно делать ремонт в храме, а денег нет, приход слабый. Он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Ну… подумаем…» После общения я случайно увидел на книжной полке у владыки очень ценную для меня книгу, которую тогда приобрести у нас было невозможно. Эта было заграничное издание – книга архиепископа Василия (Кривошеина) «Преподобный Симеон Новый Богослов». Я давно любил этого святого, и мы на приходе даже планировали сделать придел в его честь. Я устремил свой взгляд на эту книгу, а владыка заметил и говорит: «Ну что смотришь несытым оком?» А я говорю: «Владыка, я давно слышу об этой книге , но никак не могу её получить хотя бы почитать!» – «Почему только почитать? – спросил он. – На, бери, пользуйся», и дает ее мне. 

Чуть позже владыка снова меня пригласил и предложил работать его референтом, после чего я стал с ним встречаться значительно чаще и проработал в этом качестве около трех лет. Мои обязанности состояли в том, чтобы прочитывать богословскую литературу, которую владыка привозил из зарубежных командировок, реферировать её и передавать ему. Я приезжал в епархию и читал все книги и издания, которые он привозил, в том числе на иностранных языках. Он был настолько занятым человеком, что сам просто не имел возможности все прочитать, хотя я часто видел у него на рабочем столе открытые книги, которые он в немногие свободные минуты все-таки читал и часто цитировал прочитанное. 

Следующим поворотным моментом моей жизни стало направление меня на церковное служение в Германию (в приход храма святых равноапостольных Константина и Елены в Тегеле, тогда это был городской район Западного Берлина).

Владыка меня вызвал и говорит: «Мы планируем смену священника в Берлине. Как ты смотришь на то, если бы я предложил тебе поехать вместо него?» Я ответил, что для меня такое предложение стало совершенно неожиданным и что мне нужно подумать. Владыка говорит: «Ну думай, только недолго». И я подумал, посоветовался, мама сказала, что раз надо – поезжай. Я пришел к владыке, сказал, что согласен, а он меня обнял и сказал: «Ну вот, Слава Богу!» Конечно, в то время подходящих кандидатов было немного, и я вроде как подходил. Немецкая филология – моя светская специальность, и я сразу же смог войти в немецкую среду и начать свое служение. Приход в Тегеле был смешанным, там были и русские, и немцы, нужно было поддерживать связи с инославными приходами по соседству, а они благожелательно относились к православному священнику и готовы были поддерживать самые теплые отношения с нами.

Я служил в Германии с 1982 по 1995 годы. И владыка, посещая Берлин, всегда заезжал к нам на приход. Он хорошо помнил имена всех моих троих детей, каждому привозил подарки, любил с нами посидеть, попить чай в неформальной домашней обстановке. Всегда привозил что-то и для нашего храма, к примеру, красивые писаные иконы. 

Владыка сам инициировал и мой отзыв в Беларусь, сказав просто: «Ты сейчас тут нужнее, чем там».

Я как-то спонтанно и без колебаний ответил: «Владыка, Вы меня благословили приехать сюда, благословите и уезжать отсюда».

По возвращении в Минск он сразу же назначил меня заведующим кафедрой богословия богословского факультета Европейского гуманитарного университета. Это благословение я исполнял 26 лет, сначала в ЕГУ, а потом в Институте теологии Белорусского государственного университета, и только в прошлом году, заболев, я почувствовал, что дальше уже не потяну. 

Владыка сразу стал настаивать, чтобы я представил к защите диссертации на соискание степеней магистра и доктора богословия. Он постоянно интересовался, как идет подготовка, сам возглавлял заседание Совета по защите, сам обращался к специалистам нашей Церкви с просьбами высказать суждение о моих диссертациях.

Мы с ним постоянно общались по рабочим вопросам в Институте теологии, ректором которого он все эти годы являлся. 

Владыка очень любил образование. Это было видно и в Минских духовных академии и семинарии, и в Институте теологии. Этот образовательный проект был новым для всех. А владыка всячески поддерживал новые начинания и преподавателей. Всегда можно было к нему обратиться и найти понимание и поддержку. Он всегда интересовался, как у нас идут дела. Конечно, у нас бывали ошибки. Иногда мы не знали, как поступить, иногда же занимались «самодеятельностью», не спрашивая совета у владыки. Со свойственной ему мудростью он исправлял эти ошибки, но никогда не укорял, не говорил: «Зачем ты это сделал?», а наоборот, старался помочь и ободрить. Наученные горьким опытом, в следующий раз мы сначала шли к нему за благословением, и он всегда подсказывал, как лучше поступить.

Для владыки было важно подготовить критическую массу богословско-образованных людей, и он приглашал ведующих специалистов из Москвы, Петербурга, дальнего зарубежья, специалистов по богословию, библеистике, религиоведению, философии. Приезд иностранных ученых гостей способствовал возможности оценить уровень языковых способностей наших студентов, который в первые годы был очень высоким. 

Он считал, что наши студенты должны быть в курсе современной науки, во всяком случае знать о ее тенденциях и достижениях. По его инициативе у нас устанавливались контакты с известными университетами Германии, Италии, Греции и других стран. В европейский странах у него было очень много знакомых, его там уважали, и это позволяло организовывать образовательные командировки студентов. Владыка очень  заботился о том, чтобы они получили основательное образование в этих вузах. При этом он не боялся, что они ослабнут в Православии, учась в инославном окружении. Он считал, что основы Православия заложить нужно здесь, что если человек воспринял их и живет ими, то никакие соблазны ему не страшны. При этом он понимал, что нужно правильно подобрать человека. Если выбор сделан правильно, то все будет нормально, так и было. У него была большая проницательность, он чувствовал и понимал людей. Студенты, которых владыка направлял на учебу, возвращались назад, становились преподавателями Минских духовных школ и Института теологии.

Владыка видел ценность западного образования еще и в том, что наши студенты могли познакомиться с тем, как на Западе функционируют богословские факультеты, ведь там эта традиция не прерывалась. Нужно было изучить структуру и характер учебного процесса, а затем принести этот опыт сюда. Обучение наших студентов за границей было целенаправленным. Нам нужны были специалисты в сфере богословия, библеистики, древних языков, патрологии. И мы, благодаря усилиям владыки, их получали, и со временем удалось наладить качественное преподавание всего комплекса богословских наук на хорошем профессиональном уровне.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.