«Он не любил проходить мимо»

Воспоминания о митрополите Филарете 

протоиерея Владимира Башкирова

Моя первая встреча с владыкой произошла, когда я еще был студентом Московской духовной семинарии. Во время одного из церковных мероприятий я нес послушание дежурного на воротах. И вот я вижу, что идет маститый иерарх, которого я ещё не знал и даже ни разу не видел. Я подошел взять благословение. Он остановился, посмотрел на меня внимательно и стал спрашивать, кто я, как меня зовут, как я учусь. Получив ответы, владыка спросил: «Нравится тебе учиться?» – «Нравится», ¬– говорю я.  «Ну, продолжай учиться! Божие тебе благословение!» Меня очень удивило то, что он не прошел мимо простого студента, остановился, поговорил, проявил вимание. Потом я узнал, что это был его образ общения с людьми, он не любил проходить мимо людей просто так. Обязательно с человеком пообщается, скажет слово утешения, поддержки, а то и просто пошутит. Кстати, у него было удивительно тонкое чувство юмора. 

В июне 1978 г. я был рукоположен в сан священника митрополитом Антонием (Мельниковым), который уже в сентябре того же года был переведен из Минска на Ленинградскую кафедру. И вскоре в Минск приехал владыка Филарет. Я тогда служил в храме святителя Николая в Логойске и в Минск, а тем более, в епархиальное управление, выезжал очень редко. 

Вскоре после приезда владыка Филарет сам пригласил меня к себе. Он поинтересовался,  как у меня дела, как я устроился, все ли нормально. Я стал жаловаться, что нужно делать ремонт в храме, а денег нет, приход слабый. Он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Ну… подумаем…» После общения я случайно увидел на книжной полке у владыки очень ценную для меня книгу, которую тогда приобрести у нас было невозможно. Эта было заграничное издание – книга архиепископа Василия (Кривошеина) «Преподобный Симеон Новый Богослов». Я давно любил этого святого, и мы на приходе даже планировали сделать придел в его честь. Я устремил свой взгляд на эту книгу, а владыка заметил и говорит: «Ну что смотришь несытым оком?» А я говорю: «Владыка, я давно слышу об этой книге , но никак не могу её получить хотя бы почитать!» – «Почему только почитать? – спросил он. – На, бери, пользуйся», и дает ее мне. 

Чуть позже владыка снова меня пригласил и предложил работать его референтом, после чего я стал с ним встречаться значительно чаще и проработал в этом качестве около трех лет. Мои обязанности состояли в том, чтобы прочитывать богословскую литературу, которую владыка привозил из зарубежных командировок, реферировать её и передавать ему. Я приезжал в епархию и читал все книги и издания, которые он привозил, в том числе на иностранных языках. Он был настолько занятым человеком, что сам просто не имел возможности все прочитать, хотя я часто видел у него на рабочем столе открытые книги, которые он в немногие свободные минуты все-таки читал и часто цитировал прочитанное. 

Следующим поворотным моментом моей жизни стало направление меня на церковное служение в Германию (в приход храма святых равноапостольных Константина и Елены в Тегеле, тогда это был городской район Западного Берлина).

Владыка меня вызвал и говорит: «Мы планируем смену священника в Берлине. Как ты смотришь на то, если бы я предложил тебе поехать вместо него?» Я ответил, что для меня такое предложение стало совершенно неожиданным и что мне нужно подумать. Владыка говорит: «Ну думай, только недолго». И я подумал, посоветовался, мама сказала, что раз надо – поезжай. Я пришел к владыке, сказал, что согласен, а он меня обнял и сказал: «Ну вот, Слава Богу!» Конечно, в то время подходящих кандидатов было немного, и я вроде как подходил. Немецкая филология – моя светская специальность, и я сразу же смог войти в немецкую среду и начать свое служение. Приход в Тегеле был смешанным, там были и русские, и немцы, нужно было поддерживать связи с инославными приходами по соседству, а они благожелательно относились к православному священнику и готовы были поддерживать самые теплые отношения с нами.

Я служил в Германии с 1982 по 1995 годы. И владыка, посещая Берлин, всегда заезжал к нам на приход. Он хорошо помнил имена всех моих троих детей, каждому привозил подарки, любил с нами посидеть, попить чай в неформальной домашней обстановке. Всегда привозил что-то и для нашего храма, к примеру, красивые писаные иконы. 

Владыка сам инициировал и мой отзыв в Беларусь, сказав просто: «Ты сейчас тут нужнее, чем там».

Я как-то спонтанно и без колебаний ответил: «Владыка, Вы меня благословили приехать сюда, благословите и уезжать отсюда».

По возвращении в Минск он сразу же назначил меня заведующим кафедрой богословия богословского факультета Европейского гуманитарного университета. Это благословение я исполнял 26 лет, сначала в ЕГУ, а потом в Институте теологии Белорусского государственного университета, и только в прошлом году, заболев, я почувствовал, что дальше уже не потяну. 

Владыка сразу стал настаивать, чтобы я представил к защите диссертации на соискание степеней магистра и доктора богословия. Он постоянно интересовался, как идет подготовка, сам возглавлял заседание Совета по защите, сам обращался к специалистам нашей Церкви с просьбами высказать суждение о моих диссертациях.

Мы с ним постоянно общались по рабочим вопросам в Институте теологии, ректором которого он все эти годы являлся. 

Владыка очень любил образование. Это было видно и в Минских духовных академии и семинарии, и в Институте теологии. Этот образовательный проект был новым для всех. А владыка всячески поддерживал новые начинания и преподавателей. Всегда можно было к нему обратиться и найти понимание и поддержку. Он всегда интересовался, как у нас идут дела. Конечно, у нас бывали ошибки. Иногда мы не знали, как поступить, иногда же занимались «самодеятельностью», не спрашивая совета у владыки. Со свойственной ему мудростью он исправлял эти ошибки, но никогда не укорял, не говорил: «Зачем ты это сделал?», а наоборот, старался помочь и ободрить. Наученные горьким опытом, в следующий раз мы сначала шли к нему за благословением, и он всегда подсказывал, как лучше поступить.

Для владыки было важно подготовить критическую массу богословско-образованных людей, и он приглашал ведующих специалистов из Москвы, Петербурга, дальнего зарубежья, специалистов по богословию, библеистике, религиоведению, философии. Приезд иностранных ученых гостей способствовал возможности оценить уровень языковых способностей наших студентов, который в первые годы был очень высоким. 

Он считал, что наши студенты должны быть в курсе современной науки, во всяком случае знать о ее тенденциях и достижениях. По его инициативе у нас устанавливались контакты с известными университетами Германии, Италии, Греции и других стран. В европейский странах у него было очень много знакомых, его там уважали, и это позволяло организовывать образовательные командировки студентов. Владыка очень  заботился о том, чтобы они получили основательное образование в этих вузах. При этом он не боялся, что они ослабнут в Православии, учась в инославном окружении. Он считал, что основы Православия заложить нужно здесь, что если человек воспринял их и живет ими, то никакие соблазны ему не страшны. При этом он понимал, что нужно правильно подобрать человека. Если выбор сделан правильно, то все будет нормально, так и было. У него была большая проницательность, он чувствовал и понимал людей. Студенты, которых владыка направлял на учебу, возвращались назад, становились преподавателями Минских духовных школ и Института теологии.

Владыка видел ценность западного образования еще и в том, что наши студенты могли познакомиться с тем, как на Западе функционируют богословские факультеты, ведь там эта традиция не прерывалась. Нужно было изучить структуру и характер учебного процесса, а затем принести этот опыт сюда. Обучение наших студентов за границей было целенаправленным. Нам нужны были специалисты в сфере богословия, библеистики, древних языков, патрологии. И мы, благодаря усилиям владыки, их получали, и со временем удалось наладить качественное преподавание всего комплекса богословских наук на хорошем профессиональном уровне.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.