Владыка любил нашу школу

О роли митрополита Филарета в становлении Минских духовных академии и семинарии 

вспоминает архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний

Каждый молодой человек, избравший путь служения Церкви и оказавшийся Промыслом Божиим на жизненном пути владыки Филарета, сразу же становился его учеником. Для многих из нас, абитуриентов от Минской епархии, это ученичество начиналось на личном собеседовании с владыкой при получении благословения на поступление в семинарию. Владыка всегда расспрашивал, знакомился, пытался проверить общий уровень знаний человека. Так, одного такого абитуриента владыка спросил: «Память какого святого празднует сегодня Православная Церковь?» А в ответ тишина. «Купи церковный календарь и каждый день смотри». Так владыка Филарет становился нашим наставником.

С момента второго возрождения Минской духовной семинарии в 1989 г. и вплоть до 2002/2003 учебного года владыка Филарет являлся ее штатным профессором. Он преподавал Священное Писание Нового Завета (послания святого апостола Павла) и Историю Русской Православной Церкви (Новейший период).  Это было особенное время, уникальное, ни с чем не сравнимое. Те удивительные лекции, а вернее – встречи с удивительным человеком, невозможно забыть. О них хочется вспоминать постоянно.

Преподавание Священного Писания Нового Завета, посланий святого апостола Павла очень сильно вдохновляло самого преподавателя – нашего дорогого владыку.  Сегодня в распоряжении как студентов, так и преподавателей огромный объем экзегетической литературы на любой вкус, самого разного уровня сложности. А в первые годы жизни семинарии основой образовательного процесса были машинописные конспекты преподавателей Московской и Ленинградской духовных академий, составленные в 1960-1970-е годы. Сгоряча, быть может, хочется дать этим смиренным пособиям уничижительную оценку. Но владыка никогда не начинал с осуждения пусть скромных, но искренних трудов своих предшественников. И потому те «серенькие» (по цвету обложки) конспекты всегда лежали и у него на столе, и у нас.

Основой лекции для владыки всегда был священный текст. Уже от того, КАК он его читал, многое становилось понятным. Зная, как читает владыка Священное Писание за богослужением, мы осознавали, что лекция по Новому Завету для него – это продолжение богослужения, одна из его форм. На лекции владыка всегда мог остановиться, пояснить, растолковать, привести жизненный пример, являющийся исполнением Слова Божия. Нередко эти пояснения были настолько яркими, вдохновляющими, в прямом смысле этого слова зажигающими огонь Духа в наших сердцах, что ничем не уступали богослужению и проповеди и действительно были продолжением богослужения. После такой лекции хотелось бежать в храм, молиться, каяться, стараться не растерять тот огонь, который так старательно зажигал в наших сердцах дорогой владыка.

Не менее впечатляющим было и преподавание митрополитом Филаретом Истории Русской Церкви ХХ века. Сегодня по этому периоду издано и издается столько литературы, что даже преподаватели не в состоянии за ней уследить. Но тогда было не так. Только здесь владыке уже не нужен был конспект. Ведь он сам прекрасно знал события первой половины ХХ века – от своих родителей и наставников, а дальше – сам был непосредственным и активным участником истории Русской Православной Церкви второй половины ХХ века, сам был ее соавтором. И потому он не читал лекции, а от чистого сердца рассказывал о том, чему сам был свидетелем или о чем слышал от свидетелей тех событий. Только сейчас мы понимаем всю уникальность и исключительность той ситуации. 

В большинстве современных книг, посвященных новейшей истории нашей Церкви, невольно замечаешь некоторую отстраненность авторов от описываемых событий. Так принято в современном научном мире, но не так было у священных писателей исторических книг Библии, не так – у святых историков Церкви. Не так было и в повествовании владыки Филарета. Для него это всегда была история родной Матери – Церкви Православной, от Которой он никак не мог отстраниться, не мог говорить о Ней, о Ее архиереях, пастырях, верных с какой-то холодной рассудительностью. Это всегда было слово, наполненное любовью, будь то любовью, печалящейся о бедах и скорбях Церкви, или же любовью, радующейся о возрождении и прославлении Церкви. Вместе со знанием о прошлом нашей Церкви владыка передавал нам любовь к своей Матери – Церкви, являя этим, в чем состоит главная квалификация историка Церкви – будь он правящий архиерей, преподаватель духовной школы или же приходской пастырь. 

Однако преподаванием этих двух предметов совсем не ограничивалось педагогическое служение владыки. Каждое его движение, взгляд, жест, поступок говорили и учили не меньше, чем его слова. Он весь источал внимание, доверие, открытость и расположенность к каждому студенту. Вот лишь одна история, показывающая уровень всех этих чувств к каждому без исключения. Однажды, придя на первый урок, после молитвы сев за преподавательский стол, владыка обнаружил, что забыл очки. Что делать? Не медля ни секунды, владыка обращается к студенту, сидящему напротив него за первой партой: «Пойди в мои покои. В моем кабинете на столе лежит футляр с очками. Возьми и принеси». Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего чувства, ни грамма сомнения, что этот студент что-нибудь сделает не так, не справится. Это не просто доверие, это вера в человека – вдохновляющая, окрыляющая, без тени сомнения являющая, что для этого архиерея Божия каждый человек – его брат во Христе. 

В другой раз лекция, которая обычно была по понедельникам, пришлась на время Великого поста. После молитвы, когда все сели на свои места, владыка, немного помедлив, начал с личного: «Вчера был на приеме у грузинского посла. Угощали шашлыками. И я тоже ел. Расстались друзьями». Что это? Это благородная вера педагога в то, что его ученики все правильно поймут, сами сделают нужные выводы, без лишних слов научатся мудрой рассудительности, сами поймут, что это и есть прочтение жизнью слов святого апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Митрополит Филарет щедро делился с Духовной школой, с ее преподавателями, студентами всем, что было у него. Это были, в первую очередь, книги. Книги из личной, десятилетиями собиравшейся библиотеки. Убедительное слово и доброе обаяние владыки убеждали и других людей жертвовать свои личные книги. Так влились в фонд  библиотеки Минской духовной семинарии личные библиотеки протоиерея Кирилла Фотиева, академика М.Н. Никольского и других лиц.

Нередко друзья и гости владыки становились друзьями и гостями Духовной школы и Жировичской обители. Это были предстоятели и представители Поместных Православных Церквей и инославных конфессий, руководители государства, дипломаты, предприниматели. Он всегда старался дать возможность гостям пообщаться со студентами, никогда не опасаясь, что они в чем-то подведут своего учителя. 

Владыка верил в нашу школу, он щедро любил ее и все делал для ее роста. Этот рост он, в первую очередь, видел в людях. Вкладывая все что мог в свою школу, он всегда высоко ценил чужой опыт богословского образования. Следуя призыву владыки, десятки выпускников Минской духовной семинарии отправились в лучшие духовные школы России, Греции, Германии, Франции, Швейцарии, Италии для продолжения образования и затем, возвращаясь дипломированными специалистами, вливались в профессорско-преподавательскую корпорацию духовных школ. Каждый такой выпускник или студент принимал напутственное благословение владыки и особенно чувствовал в себе ответственность перед учителем. Это был урок, который задавал он, и в практическом применении которого не было никаких сомнений.

Наконец, когда вчерашний студент становился молодым преподавателем, он по-прежнему оставался учеником владыки, с любовью и почтением присматриваясь к его образу действий в среде администрации и преподавателей. В этом непростом деле, владыка исповедовал непреложный принцип: духовная школа сможет принести плоды только тогда, если в ее администрации будет единство. «РИС!!!» – любил повторять он. – «Ректор, инспектор, секретарь». Сколько трудов положил он, чтобы создать и упрочить это единство! Можно сказать, что это маленькое рисовое зернышко всегда пребывало в благодатной почве его любви, внимания, заботы. Он действовал, «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес 2:7). И эти его поступки были жизненным прочтением слов святого апостола Павла.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.