Каждая остановка — это шаг назад

1В 65-летний юбилей со Дня рождения Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, мы были рады встретиться с Владыкой и получить его живое слово для нашего журнала.

— Ваше Высокопреосвященство, всем известно, что Вы стояли у истоков возрождения Православия в Беларуси. Одной из первостепенных Ваших задач было открытие нашей Семинарии.Расскажите, пожалуйста, нам, как это было.

— Да, действительно, мы недавно отметили 10-летие второго возрождения нашей Духовной школы. Это — милость Божия. Особых заслуг никто себе приписывать не должен. О возрождении Духовной школы мысли были всегда, с момента моего прибытия в Беларусь. Поскольку многие священ-нослужители были выпускниками Жировицкой Семинарии, то часто высказывались надежды на возрождение этой школы. Памятуя, что Жировичи — не только монастырь, но и та обитель, в которой всегда пребывала Духовная школа, я счел нужным и полезным, чтобы эта традиция была жива. По истечении примерно года моего пребывания здесь, когда набралось опре-деленное количество молодых священнослужителей, рукоположенные уже мною, мы решили проводить в Жировичах пастырские встречи. Приглашали священников, не имеющих никакого опыта церковного служения, и по небольшой программе проводили с ними занятия. Прежде всего мы знакомились с ситуацией, с коорой эти священнослужители встретились на приходе. Они говорили о своих проблемах и житейских трудностях. Мы приглашали на эти встречи и нашего республиканского уполномоченного, поскольку большинство проблем касалось взаимоотношений священника с местной властью. Жировичская обитель стала возрождать свою просветительскую миссию. Для проведения бесед привлекались опытные священ-нослужители. Весьма полезные беседы проводил, в свою бытность здесь, схиархимандрит Иоанн (Маслов).Таким образом,те кто имел практику церковного служения только при благочиннических центрах, здесь прослушивал более или менее систематический курс. Так велась подготовка к 16 сентября 1989 года, когда мы смогли начать первый учебный год второго послевоенного возрождения нашей Семинарии.

— Какие надежды Вы возлагали тогда на Семинарию, и оправдали ли мы их за 10 лет нашего существования?

— Я думаю, что наши надежды оправдались. Семинария работает полноценно. Наши выпускники поступают в высшие школы Русской Церкви: в Москву, в Санкт-Петербург, в Киев, а также в зарубежные богословские школы. Но на достигнутом останавливаться нельзя. Всякая остановка — это шаг, а то и два назад. Всегда присутствовала надежда, что не только Семинария возродится, но мы будем иметь и Высшую Духовную школу. Слава Богу, и это осуществилось. Состоялось уже два выпуска Академии, теперь готовимся к третьему. Особую благодарность хочется выразить нашим старшим, историческим Высшим Духовным школам за то, что они помогают нам осуществить наш академический курс.

— Владыка, сегодня наша школа переживает много проблем, много трудностей. Какие из них, на Ваш взгляд, являются наиболее существенными?

— Самые существенные — это экономические трудности. Я очень переживаю, что ремонт нашего основного учебного корпуса задерживается. Государство нам помогает, выделяются средства на реставрацию объектов Жировичского монастырского комплекса, но на многое мы рассчитывать не можем, так как само государство на-ходится в затруднительном положении. Деньги выделяются, но они очень быстро расходуются на весьма дорогостоящие научные проекты и разработки. Поэтому я благодарю и наставников и студентов нашей школы за то, что они терпеливо переносят тяжелые условия нашего быта.

— Сейчас активно обсуждается вопрос о реформах духовного образования в Русской Православной Церкви. Чего ожидать нам?

— Вы знаете, я буду откровенен: от реформ я многого не жду. Реформы хороши тогда, когда есть специалисты и опытные кадры. Поэтому, я считаю, что нам необходимо привлечь и воспитать молодые кадры, которые будут знать то, что нужно нашей школе. Перетрясти программы — это еще не значит произвести реформы. Мы, например, произвели реформу нашего расписания. Вместо традиционных 45-ти минутных лекций ввели час-десять. Конечно, это экономия времени, появилась возможность изучать не три, а четыре дисциплины в день. Я— традиционалист, и мне, откровенно говоря, эта система не нравится. Но молодежь захотела…

— Владыка, в этой связи, возлагаете ли Вы надежды на тех наших выпускников, которые обучаются за рубежом?

— Это основная моя надежда. Я надеюсь, что им хватит понимания, терпения, энтузиазма и патриотизма для того, чтобы полученные знания употребить во благо своей родной школы. В этом суть реформы: в омолаживании наших педагогических кадров и в продолжении контактов с другими школами. — На Ваш взгляд, современный студент Семинарии отличается чем-то от семинариста времени Вашего обучения?

— Наверное, да. Что-то изменилось… В первую очередь общая подготовка. Если судить формально, по документам, то все теперь поступают после законченного среднего об-разования, а раньше был достаточный процент неполного среднего образования. Однако в наше время в Семинарию приходили люди более зрелые в духовном отношении. Жизнь была сложнее… Не всем удавалось поступать с первого раза. Этому способствовали разные обстоятельства, и менее всего результаты успеваемости и конкурса. Были годы, когда вообще не было никакого конкурса, был недобор. В Семинарию просто-напросто не пускали. Эта тенденция, Слава Богу, ушла. Люди теперь свободны, поступают и… не ценят этого. Поэтому те суровые обстоятельства имели и свою положительную сторону.Теперь мы встретились с ситуацией, когда в Семинарию поступают дети, избалованные семьей и школой. Да, в школах упала дисциплина и ответственность учителей и учеников. Я не собираюсь разбирать это и винить кого-то, но факт налицо. Поэтому мы и решили, что принимать в Семинарию будем только тех, кто прошел военную службу. Год-два люди вкусят суровости жизни, и это принесет только пользу. Автоматически снимается вопрос об освобождении от военной службы. Некоторые члены преподавательской корпорации предупреждали, что может никто не прийти. Однако два последних года показали, что конкурс у нас есть, есть из кого выбирать.

— Владыка, какова роль нашей Семинарии в современной Беларуси?

— Я бы сказал, не столько роль, сколько ответственность. Общество всегда переоценивает наши возможности. «Вот у вас Семинария, у вас система, у вас ответственные люди». Всегда в таких случаях вспоминаются доре-волюционные времена, когда Семинарии и Академии действительно были высшими учебными заведениями. Семинариста принимали в Государственный Университет без экзаменов, поскольку знания действительно были серьез-ными.Всегда, когда в обществе заговаривают о наших Духовных школах — я сужу и по Москве и по Беларуси люди самого разного положения дают слишком высокую оценку. Не хотелось бы разочаровывать в этом общество. Значение же Семинарии в Беларуси, конечно , огромное. Мы — малое стадо, малое общество, но общество с большим духовным потенциалом. Каждый наш студент должен очень ответственно готовиться к своему служению в Церкви и в обществе. Всегда, и особенно сейчас, важно воспитать пастыря Церкви. В свою очередь, и пастырь должен будет воспитывать свою паству. Хотелось бы еще отметить и роль традиции в воспитании. Очень важно, чтобы в нашей школе складывалась традиция во всем.

— Действительно, вопрос о воспитании очень сложный и тонкий. Трудно сразу найти правильный путь. Не секрет, что между студентом с одной стороны, и преподавателем, дежурным помощником инспектора, с другой,часто возникает недо-понимание. Студентам много говорят:«Потерпите, потерпите…» А что бы Вы сказали преподавателям и инспекции?

— В первую очередь, так же пожелать терпения. Терпеть характеры наших студентов, молодежи и дать им возможность проявить себя. Не нужно постоянно их одергивать. Больше нужно разъяснять. Мы, наставники, склонны предъявлять студенту требования. А всегда ли мы объясняем? Хорошо ли мы это доносим? Прежде чем спросить, ты должен быть убежден, что объяснил и тебя поняли. Так же и в жизни, и дисциплине. Нужно терпеливо работать со студентами. Сразу не изменишь настроение человека. У него хорошее намерение, он пришел по убеждению, но трудно бывает привыкнуть к нашей, хоть и не очень строгой, но дисциплине. Она на первый взгляд кажется строгой. «Почему я должен вставать вовремя? Почему я должен молиться по часам? Почему, почему, почему…?» Нужно все это объяснять, а потом требовать.

— Большое спасибо, Владыка, мы очень благодарны Вам за эту встречу. Еще раз поздравляем Вас с юбилеем. Желаем Вам доброго здравия и помощи Божией в дальнейшем архипастырском служении на многие годы.

  С Митрополитом Филаретом
беседовал Юрий Рой,
студент V курса МинДС

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.