Личность и Церковь

1

На первый взгляд, Церковь может представится непросвещённому человеку некой «тоталитарной коллективностью», в которой не существует «права отдельных личностей». Личность как будто исчезает в организме Церкви. Так ли это?

Иисус Христос, основав Свою Це
рковь, не просто заповедовал любить своих ближних но призвал все человечество к восстановлению утраченного в грехопадении единства.

Поэтому, говоря о Церкви, мы постоянно подчеркиваем соборность, как ее онтологическое свойство.

Соборность, или кафоличность, представляет собой богочеловеческий сенергизм осуществляющий спасение мира и человека.

Каким образом? Божеское начало в Церкви проникает своими энергиями человеческое, сообщая ему определенные свойства и возводя к обожению. Только так, проникаясь божественными энергиями, исполняясь божественной любовью, человек может преодолеть свойственные ему от рождения эгоизм и себялюбие. Свет Христов, просвещающий каждую отдельную личность и органически включающий ее в Церковь, особым образом раскрывает лучшие стороны внутреннего мира человека. Единение, происходящее действием Святого Духа, настолько глубоко и всеобъемлюще, что все христиане представляют собой единое тело во Христе Иисусе. Весьма примечательны в этом контексте тексты из посланий апостола Павла, которые описывают жизнь членов в теле Церкви:

«Страдает ли один член, страдают с ним и все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (Еф.1, 23).

«Не может глаз сказать руке: ты мне не нужна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Бог соразмерил тело…, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12, 21- 25).

На первый взгляд, Церковь может представиться непросвещенному человеку некой «тоталитарной коллективностью» в которой не существует «права отдельных личностей». Личность как будто исчезает в этом организме. Так ли это?

Согласно православной экклезиологии Церковь — это такое общество, где согласование интересов индивида с интересами общества не является неразрешимой проблемой, так как конечные устремления каждого согласны с наивысшей целью всех, и она не может быть достигнута в ущерб чьим-то интересам. Впрочем, речь идет не об «индивидах» и «коллективе», а о человеческих личностях, которые могут достигать совершенства лишь в единстве друг с другом. Воплощение Сына Божия — основа такого природного единения всех людей, а Пятидесятница, сошествие Святого Духа — утверждение личностной множественности.

Мы призваны к созиданию своей личности в благодати Духа Святого. Однако строить мы должны, по слову апостола Павла, на основании уже положенном, на незыблемом камне, который есть Христос. Основанные на Христе, содержащем нашу природу в Своей Божественной Личности, мы должны стяжать соединение с Богом в наших тварных личностях, стать, по образу Христа, личностями «двуприродными».

2Полноценная жизнь личности в Церкви Христовой видна также в различных служениях ее членов и в проявлении различных дарований. В истории есть не мало примеров, когда отдельные личности проявляли свою особую харизматичность и на церковных соборах, показывая тем самым роль личности в жизни Церкви. Такова, например, деятельность апостолов Петра и Павла, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Льва Великого, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и многих других Отцов Церкви. Таким образом, проявление кафоличности Церкви не исчерпывается соборами. В определенные периоды истории Церкви появляются люди, несущие пророческое служение, деятельность которых также имеет вселенский характер. В Церкви нет малых и незначительных дел. Жизнь и служение каждого из нас, каким бы оно незаметным ни было, необходимо Церкви.

Этот опыт жизни в Теле Христовом, опыт своей роли в соборности Церкви, каждый из нас переживает в Божественной Литургии. Участвуя в подвиге Спасителя, умершего за нас и воскресшего, мы участвуем и в жизни молящихся вместе с нами и живущих Той же Жизнью братьев. На Евхаристии и основывается все наше богословие, наша соборность, наш мистический личный опыт и наше свидетельство.

Таким образом, кафоличность или соборность Церкви нужно понимать не в смысле арифметической и механической совокупности всех частей и членов, а в смысле мистической связи и духовно-нравственного общения всех частей и членов Церкви между собой и с общим Божественным Главой. Личность не исчезает в Церкви, она, соединяясь с Божественным Главой, несравненно обогащается, приобретает те свои качества, которые делают ее уникальной, неповторимой, а потому и ценной в масштабах всей Вселенной.

 Юрий Рой, студент V курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.