Авторитетные суждения

1 (1)На страницах третьего номера журнала мы решили поднять животрепещущий и насущный вопрос о том, каким должно быть отношение православного христианина к музыке. Ведь музыка—самый мощный по силе воздействия на человека вид искусства. Поэтому, отвечая на такой важный вопрос, нельзя обойтись без совета священника. За этим мы и обратились к некоторым преподавателям нашей Семинарии: опытным священнослужителям, и тем, кто имеет непосредственное отношение к музыке, и предложили им ответить на два следующих вопроса:

1. Каким, по их мнению, должно быть отношение православного христианина к музыке в целом?

2. Допустимо ли православному человеку слушать светскую музыку (если да, то какую), или же необходимо ограничиться музыкальными произведениями христианской тематики (богослужебно-хоровое пение, гимны и канты на библейские темы и т.п.)?

Иеромонах Игнатий (Лукович), какндидат богословия, преподаватель Литургики, регент второго семинарского хора:

1. К классическому музыкальному искусству я отношусь с большим уважением и глубоким почтением. А вот к современному—неоднозначно. В современной музыкальной культуре много различных направлений, и большинство из них, на мой взгляд, развивается неправильно. Во многих из них мелодия уступает место ритму. Да и сами песни сейчас больше проговариваются, чем поются. Мало кто из молодых людей может напеть полюбившуюся ему современную песню. Во-первых, это происходит из-за отсутствия в ней красивой мелодии, а во-вторых, из-за своей неразвитой музыкальной памяти. На фоне современной музыки народные песни, конечно, выделяются своей мелодичностью, душевностью. Они всегда будут популярны. Но самую высокую ступень в музыкальном искусстве занимает духовная музыка. В духовных песнопениях мелодия подчинена тексту. Текст в них всегда глубокий по смыслу, исполненный внутренней силы, сдержанный, возвышенный, молитвенный. Во многих распевах (например, в знаменном) понятие ритма отсутствует, а внимание сконцентрировано на содержании песнопений.

2. Молодому верующему человеку просто необходимо иметь индивидуальный музыкальный вкус. И я бы посоветовал формировать его на классической музыке. Научные опыты показывают, что во время ее звучания даже растения развиваются лучше. Музыка является непременным условием воспитания не только верующего, но и просто культурного человека. Я знаю родителей, которые с пеленок приучают своих детей к слушанию классической музыки, а также церковных песнопений. Постепенно человек научится отличать вечное от временного, настоящее от фальшивого.

Диакон Андрей Скробот, кандидат богословия, преподаватель пения, регент первого семинарского хора:

1. Для православного христианина очень важно, на мой взгляд, быть человеком рассудительным в этой области. Думается, что хорошая, глубокая по мысли, форме и содержанию музыка сумеет помочь православному человеку по достоинству оценить ее благотворное влияние на душу, почувствовать красоту музыкальных звуков, составленных в единый, живой организм. Это особый язык, не похожий ни на какой другой, на котором говорят с нами многие композиторы-гении. И главное, надо помнить, что такие композиторы, как Глинка, Чайковский, Бортнянский, Рахманинов и многие другие оставили нам в наследие массу лучших церковных композиций, которые по достоинству занимают ведущее место в православном богослужении. Это были глубоко верующие православные люди, которые имели колоссальный опыт, как в светской, так и в церковной музыке, умели соединить современные им музыкальные законы с древнерусскими церковными распевами. Мне кажется, их отношение и их жизнь в этой области—лучший пример для подражания в вопросе отношения православного христианина к музыкальному искусству.

2. Безусловно, молодые верующие люди должны воспитывать себя, прежде всего, в церковном духе. Но здесь нельзя допускать категоричного подхода в вопросе об отношении их к мирской музыке. Часто понятие «светская музыка» неправильно истолковывается некоторыми «особо ревностными» православными христианами. Лучшие образцы светской музыкальной культуры смешивают с современными бездарными мотивчиками, бешеными ритмами, пошлыми песнями. Здесь должна проводиться четкая грань. Как я уже говорил, у нас есть огромное богатство в виде бессмертных сочинений русских и зарубежных композиторов разных эпох. И они только помогают и содействуют воспитанию личности молодого человека, делают его лучше, обогащают его внутренний мир. Конечно, молодой верующий человек должен самым строгим образом исключить из своего обихода такую псевдо-музыку, которую по справедливости называют сатанинской. Она наносит реальный вред и физическому, и душевному здоровью. А что касается образцов эстрадной музыки, то по своему личному опыту я бы рекомендовал известный государственный ансамбль Республики Беларусь «Песняры» под управлением Владимира Мулявина. Их песни никогда не приедаются, в них истинно народный дух, высокопрофессиональное исполнительское мастерство, кстати, помогшее некоторым участникам семинарского хора по-другому оценить свои вокальные данные, запеть намного лучше.

Протоиерей Сергий Гордун, кандидат богословия, доцент Минской Духовной Академии и ЕГУ, клирик Минского Кафедрального Свято-Духова Собора:

1. Я думаю, если говорить принципиально, то отношение православного христианина к музыкальному искусству должно основываться на словах Писания: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» (Пс.150,6). Предназначение любого вида искусства, его высшая цель в том, чтобы прославлять Бога. И творчество художника, и певца, и композитора должно совершаться во славу Божию. Проблема в том, что мир многообразен. В человеческой жизни случается разное: и печальное, и радостное. Соответственно, и песни бывают и грустные, и веселые. Но независимо ни от каких мотивов, музыкальное искусство должно быть одухотворено. Как говорит Апостол, «радуйтесь всегда о Господе». Для христианина и горе, и радость должны иметь духовное содержание. Такое содержание может нести в себе музыка лирического или патриотического характера, музыка, воспевающая красоту творения Божия и выражающая лучшие человеческие чувства. Встречаются песни, которые заставляют человека задуматься над многими жизненными вопросами. Но недопустимо, на мой взгляд, для христианина увлекаться музыкой с антидуховным содержанием, которая развращает человеческую нравственность и отвлекает человека от Бога, от молитвы, возбуждает в нем низменные страсти.

2. Я думаю, что необязательно слушать только церковное хоровое пение или только произведения, посвященные христианской тематике. Православный молодой человек вполне может слушать и светскую музыку, главное, чтобы она не несла в себе ничего разрушительного для его души. С другой стороны, мы всегда должны помнить, что нам говорит Священное Писание: «Всему свое время—есть время сетовать, есть время веселиться». Поэтому считаю недопустимым слушать мирскую музыку в пост, когда больше времени христианин должен уделять молитве, духовной сосредоточенности. В другое же время, если эта музыка не несет в себе ничего порочного, то она вполне допустима.

Иеромонах Павел Тимофеенков, заведующий Регентской Школой при Минской Духовной Семинарии:

1. На мой взгляд, отношение православного христианина к музыкальному искусству должно быть положительным. Я говорю именно о музыкальном искусстве, к которому отношу: церковные песнопения—как духовные; классическую музыку и фольклор—как душевные, несущие собой нравственность. А псевдомузыкальным искусством я называю ту музыку, которая является ритмической и танцевальной.

2. Что касается церковной музыки, то ее желательно слушать не только верующим, потому что она по самому своему характеру призвана насыщать душу человека. Если же говорить о мирской музыке, то здесь нужно сразу оговориться, какая музыка имеется ввиду. Как вам известно, музыка бывает разная, поэтому и отношение к ней должно быть разное. Если музыка несет нравственность или успокаивает душу, то, на мой взгляд, ее можно слушать. Но если музыка имеет разрушительный характер, а к такой музыке я бы отнес многие роковые композиции, рэп и другие, то такая музыка просто недопустима и вредна.

Воспользовавшись случаем, мы задали свои вопросы Диакону Андрею Кураеву, который 29 марта посетил Минскую Духовную Семинарию. В беседе со студентами и преподавателями Семинарии были затронуты вопросы, касающиеся системы образования, проблемы пастырского служения, необходимости богословского образования. Отец Андрей любезно согласился ответить на два наших традиционных вопроса.

Диакон Андрей Кураев:

1. Как и к любому другому искусству—бывает то, что будит душу, а бывает то, что вредит, мусор заносит.

2. Полагаю, что да, конечно. На лекции я говорил, что прежде, чем обожиться, надо очеловечиться. Очень многие наши архиереи, монахи являются любителями классической музыки. Патриарх Пимен покойный, например, сам музыкант. Понимаете, душе тоже надо дать повод для отзывчивости. Если я не буду сопереживать киногероям или художественным персонажам, если музыка оставляет равнодушным—трагическая, или напротив, романтическая, то есть такая опасность, что это признак не духовности, а окаменения души. А если речь о человеке высокой духовной жизни, то для него шаг к интересу в светской музыке—это будет шаг вниз. Но для большинства из нас—это путь к тому, чтобы отойти от примитивизма современной культуры модерна, дорасти до высот культуры собственно христианской.

  Материал подготовили:
Инна Соболевская,
Сергей Кожевников

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.