Из первых рук

Через день после закрытия богословской конференции у Высокопреосвященнейшего Владыки Филарета, в рамках лекционных занятий по Священному Писанию Нового Завета (курс предполагает знакомство с книгой Откровения святого апостола Иоанна Богослова) на пятом курсе Минской Духовной Семинарии состоялся разговор со студентами по итогам заседаний расширенного VII-го Пленума Синодальной Богословской комиссии. Его Высокопреосвященство представил свою позицию по проблеме ИНН и штрих-кодов и ответил на все интересующие студентов вопросы. Некоторые размышления и ответы Владыки мы и хотим сегодня представить вашему вниманию.

Как мы можем видеть из содержания 13 главы книги Апокалипсис, число 666 начнет оказывать свое воздействие только со времени установления антихристом своего господства и будет являться как бы завершением и венцом всех его злодеяний. Поэтому нельзя расширять хронологические рамки воздействия этого символа. Если бы эта особенность была учтена и уяснена сразу, то не возникло бы сегодня столько смущений и споров. Важно помнить, что действие печати предполагает свободную волю человека и добровольное публичное отречение от Христа.

Апокалиптические настроения были в среде христианской Церкви, есть и будут, так как мы ожидаем и веруем во Второе и Славное Пришествие Спасителя на землю. «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11),—возвестил Ангел апостолам. В древней Церкви, которая была отовсюду стесняема, как и было предречено, христиане с особым чувством желали увидеть Господа и ожидали Его скорого пришествия в мир. Мы, люди, составляющие собой Церковь, являемся той закваской, которая призвана бродить в этом мире. Но брожение это должно быть здоровым, напоминающим и предупреждающим человечество, и не в коем случае не приводящим к смущению и панике.

В Церкви важно соборное рассуждение. Даже апостолы и самовидцы Господа, обладавшие особым разумением, понимали, что их личного мнения по тому или иному острому вопросу церковной жизни недостаточно. На Апостольском соборе в Иерусалиме вопросы решались, как это замечает автор книги Деяний, «по долгом рассуждении» (Деян. 15, 7). По этим же незыблемым законам живет Церковь и сегодня. На заседании богословской комиссии мы также выслушивали разные точки зрения, обсуждали спорные вопросы, искали правильное решение. Знаю, нас будут критиковать, но богословская комиссия была обязана сказать свое слово. Священный Синод, нужно сказать, согласился с нашими выводами.

На заседании комиссии присутствовали и многие авторитетные духовники из самых крупных и влиятельных обителей нашей Церкви. Троице-Сергиеву Лавру представлял наместник архимандрит Феогност, Валаамский монастырь—наместник архимандрит Панкратий, Оптинскую пустынь—наместник архимандрит Венедикт и духовник схиигумен Илий и многие другие. Участникам была представлена видеозапись беседы отца Иоанна Крестьянкина и отца Николая с острова Залит. Архимандрит Тихон Шевкунов проделал серьезную работу и собрал научные заключения по штрих-кодам и электронным документам, что позволило ему занять трезвую, взвешенную позицию.

Российскому правительству также небезразлично происходящее. Во время работы пленума звонил министр финансов, который находился в Китае, и заверял, что не будет совершаться никакого давления на человека в вопросе принятия или непринятия налогового номера.

Что касается положения в Беларуси, то здесь смущение вызывает так называемый «личный номер» в гражданском паспорте. Мы консультировались в Минске по этому вопросу и нам дали экспертное заключение: «Число 666 отсутствует в паспорте гражданина Республики Беларусь». Приходилось слышать и мнение о том, что, якобы, «личный номер» заменяет имя христианина. Но разве возможно изгладить действие Таинства Крещения, разве «личный номер» мы называем, когда приступаем к Евхаристической Чаше?

Мы, как христиане, свято верим в исполнение всех пророчеств книги Апокалипсиса. Но очевидно также и то, что история Церкви продолжается, и мы не должны ни в коей мере предаваться панике и искушать Промысел Божий. Недопустимо в нашем и без того сложном положении создавать в Церкви атмосферу недоверия и непонимания, как и недопустимы обращения некоторых клириков и мирян от лица Церкви помимо высшей церковной власти или обращение к Церкви от своего имени с призывом толковать те или иные события нашей жизни в апокалиптическом духе.

  Материал подготовил
Владимир Асадчий,
студент V курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.