Музыка в Библии

1 (1)Библия приписывает изобретение музыки Иувалу—брату Иавала, родоначальника номадов и пастухов. Таким образом, начало музыкального искусства было положено пастухами, и первый музыкальный инструмент представлял бараний рог. Вместе с этим указывается и на светское происхождение музыки. Любопытно, что и Давид, которому приписывается введение религиозной музыки при богослужении, отличался этим искусством, еще будучи пастухом (1 Цар. 16, 18, 19). У древних евреев музыка одинаково служила как религиозным целям, так и проявлениям разнообразных настроений; всякого рода народные праздники и торжества сопровождались пением и музыкой в соединении с хороводами. Так был ознаменован чудесный переход через Чермное море (Исх. 15, 1, 20), так встречали победоносных полководцев (Суд. 11, 34; 1 Цар. 18, 16); при восшествии на престол царя и на его свадьбе играла музыка. Певцы и певицы услаждали пиры царей и богатых людей.

Но высшее развитие получило музыкальное искусство лишь тогда, когда музыка и пение были введены в храмовый культ. Согласно книгам Паралипоменон, эти искусства были включены в культ еще Давидом. В псалмах мы находим целый сборник религиозных песен храмовой службы. В исторических книгах имеются указания о связи музыки с пророчеством. Так, рассказывается, что Саул встретил толпу пророков, перед которыми музыканты играли на различных инструментах, а пророки при этом пророчествовали (1 Цар. 10, 5). С этим связано представление, что музыка обладает свойством изгонять злой дух из человека. В Библии рассказывается, как подверженный острым приступам тоски Саул слушал игру Давида на гуслях, и злой дух отступал от него (1 Цар. 16, 23).

Музыкальная техника в Ветхом Завете была чрезвычайно развита. В Библии мы находим 29 наименований различных музыкальных инструментов. Большей частью, они служили для аккомпанемента пению и поэтому обладали ограниченным звуковым объемом. Как и другие народы древности, евреи знали музыкальные инструменты трех родов: струнные, духовые и ударные. Смычковые инструменты не были им знакомы. При пении для аккомпанемента служили, главным образом, струнные: арфа, лира и псалтирь. Первые два инструмента отличались между собой толщиной струн. Струны арфы делались из толстых овечьих кишок, а струны лиры—из тонких, поэтому звучание их было более высокое. Как правило, эти инструменты использовались вместе. При этом на лире исполнялась ведущая партия, а арфа выполняла аккомпанирующую роль. Количество струн могло изменяться (в среднем от 8 до 12). Псалтирь всегда имела 10 струн и была похожа на наши гусли.

Поскольку в древнее время певцы одновременно являлись и исполнителями аккомпанемента, то духовые инструменты в хороводах употреблялись редко. В пророческих хорах, на пирах употреблялась пастушеская флейта. Большие духовые инструменты—бараний рог и труба—служили только для сигналов. Способы игры на них сводились к трем основным приемам: один долгий протяжный тон, серия коротких прерывистых звуков и несколько непродолжительных звуков, связанных между собой. Короткий трубный звук служил сигналом к сбору войска, к нападению, к прекращению войны или снятию осады. На сторожевых башнях городов сторожа имели сигнальные рожки. При мирных собраниях народа также трубили в рожок. Трубы металлические употреблялись только священниками. Следует отметить, что во время богослужения трубы обычно применялись попарно, а в большие праздники их количество увеличивалось и могло доходить до 120.

Из ударных инструментов встречаются в Библии: тимпан, который использовался, большей частью, женщинами при плясках; кимвалы, бубны.

Музыка пронизывала все стороны жизни ветхозаветного Израиля. Не случайно многие инструменты одновременно использовались и при религиозных церемониях, и во время вполне светских праздников. Каждое человеческое чувство воплощалось в определенных мелодиях и поэтических строках, которые находились между собой в удивительной гармонии.

  Игорь Васько,
студент II курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.