Письмо в редакцию

Вряд ли есть люди, которые не радуются, получая письма. Так и наша редакция обрадовалась тому письму, которое мы получили после выхода в свет второго номера. В нём нет пышных речей, поздравлений с выходом очередного номера или саркастической критики нашего юного студенческого издания. В этом письме прозвучал вопрос, на который мы не берёмся дать однозначный и исчерпывающий ответ. Но предлагаем его автору и всем читателям поразмышлять над ним вместе с гостями нашего журнала. Внимание, вопрос:

Уважаемая редакция журнала «Ступени», недавно мне в руки попал ваш прекрасный журнал. Отрадно, что в нашей стране наконец-то появилось настоящее студенческое издание. Ознакомившись с содержанием двух первых номеров и узнав, что Ваш журнал открыт для всех, я также решил поделиться своими размышлениями по поводу одной волнующей меня проблемы.

Дело в том, что до моего прихода в Церковь я увлекался рок-музыкой. Но как-то раз у меня состоялся разговор с одним верующим человеком. Спокойная и по началу ничего плохого не предвещавшая беседа неожиданно превратилась в жаркий спор, когда речь зашла о моих музыкальных увлечениях. В несколько минут я был беспощадно обвинен во всех тяжких грехах. Невольно после такого разговора я стал в оппозицию «церковным взглядам». Такое неожиданное нравоучение меня просто возмутило. К счастью, этот случайный разговор не оттолкнул меня от Церкви. Но и теперь, беседуя уже с моими собратьями по вере, я часто сталкиваюсь все с тем же непониманием проблем, которые когда-то волновали меня и которые теперь продолжают волновать многих молодых людей. Да, действительно, причин, по которым сегодня ругают молодежь, много. Одной из них являются музыкальные вкусы наших сверстников. Но, к сожалению, итог и содержание таких возмущений и нравоучений напоминает случай, рассказанный митрополитом Антонием Сурожским в одном из его интервью: «В Китае работал один русский миссионер. Спустя несколько лет он заявил, что китайцев обратить невозможно. Его спросили, как он проповедует.

—Я вхожу в один из храмов и, дождавшись тишины, начинаю кричать: «Что вы тут делаете?! Разве вы не видите, что все эти идолы—всего лишь дерево и камень? Разбейте их!»

—И что же дальше?

—Дальше меня бьют и выбрасывают вон».

Так бывает и у нас. Нередко и мне приходилось слышать упреки и замечания типа: «Как ты можешь слушать этого исполнителя?! В его текстах и музыке нет никакого смысла! Ведь это же просто примитив! Чему полезному ты можешь научиться? Я запрещаю тебе слушать эту музыку»! Да, замечания делать необходимо. Но как мало в этих, в принципе правильных словах понимания и действительного желания помочь разобраться молодому человеку, если он в чем-то ошибается. Слышится только грозный императив строгого запрещения, результат которого равен результату проповеди миссионера-неудачника. Слова нравоучений в лучшем случае остаются неуслышанными, в худшем—вызывают жесткий протест и в дальнейшем провоцируют открытое сопротивление. Я сужу по себе. Когда в моей семье сложилась подобная ситуация, то для меня музыка стала не просто увлечением, а символом личной свободы выбора.

Проблема в том, что молодому человеку не помогли по-дружески разобраться, в чем его свобода: или это свобода от греха, или же свобода во грехе.

Иногда свобода, мыслимая как право молодого человека на независимое существование в обществе, оборачивается утверждением произвола, поскольку у него нет настоящих ориентиров. Молодые люди чаще всего воспринимают замечания как назойливые нравоучения, если воспринимают их вообще.

Я не могу, да и ,наверное, не имею права предлагать какие-то свои решения этой проблемы. Выход из сложившейся ситуации необходимо искать в уже накопленном опыте Церкви. Хочу в заключение сказать лишь одно. Сегодня, как мне кажется, от нас, христиан, как никогда требуется духовная мудрость уметь поддержать друг друга. Здесь не столь важно обличение и запрещение. Нужно искать другие пути взаимопонимания.

  C уважением, Камчев Андрей,
студент, г. Минск

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.