Почему Евангельский отрывок о боговоплощении читается на Святую Пасху?

1 (1)Слово «воплощение» не встречается в Священном Писании. Тем не менее, мы говорим о боговоплощении, исходя из самого факта пришествия в мир Спасителя нашего Иисуса Христа—истинного Бога и истинного Человека. Св. Апостол и евангелист Иоанн, свидетельствуя об этой тайне, говорит: «…Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Т.е. то самое Слово, о Котором евангелист говорил в начале своего благовествования, называя Его Богом, приняло человеческую плоть. Второе Лицо Пресвятой Троицы воплотилось. Употребленный здесь глагол «стало» показывает, что Христос не был человеком до Своего рождения от Пречистой Девы Марии. И апостол делает на этом акцент, когда прежде, чем сказать «Слово стало плотью» (Ин. 1,14), он четырежды подчеркнул «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1, 1-2).

Почему апостол делает такой акцент? Почему этот Евангельский отрывок читается на Пасху?

Мы знаем, что многие богословы: святые отцы и ересиархи, теологи прошлого и настоящего—обращались к теме боговоплощения, по-разному излагая свое восприятие этой величайшей тайны. И мы уже говорили, что к правильным (православным) выводам в рассуждениях над этим вопросом может привести лишь одно условие—сотириологическая устремленность мысли богослова. Действительно, апостол Павел предупреждает, что воплощение Сына Божия—это «велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1 Тим. 3, 16), т.е. тайна, постигаемая, да и то отчасти, лишь путем благочестия. Поэтому протоиерей Георгий Флоровский своей работе «О смерти Крестной» предпошлет в качестве эпиграфа слова из вечернего молитвенного правила православного христианина: «…Мысль мою Твоим смирением сохрани».

Первым из православных богословов, у которого мы встречаем хорошо развитую христологию и сотириологию, был и остается святой апостол Павел. Он называет Христа Вторым Адамом, или Последним Адамом (1 Кор. 15, 47). Эту апостольскую мысль подхватят и станут развивать многие святые отцы.

Вторым, или Последним, Адамом Христа называют потому, что Он совершает то, что должен был исполнить первый Адам—привести тварь в единство с Богом. Поскольку в человеческой природе заключается вся тварь, то воплощение имеет космическое значение: через него воссоединяется с Богом весь мир. Вот как об этом пишет Иоанн Скот Эригена (IX в.): «Бог, Божие Слово, в Котором все сотворено в своих причинах и существует, нисшел по Своему Божеству в действия причин. Которые в Нем существуют, когда воспринял человеческую природу, в которой содержится вся видимая и невидимая тварь» (Бриллиантов, с.358). По мнению Эригены, уже через самый акт Боговоплощения всему человечеству и даже всему миру подается спасение. Такая точка зрения на Боговоплощение не была чужда Восточным отцам Церкви. Как замечает один из выдающихся исследователей святоотеческого наследия протоиерей Г.Флоровский, «в этом восприятии человеческого естества в непреложное общение Божественной жизни древние отцы видели смысл спасения»… В подтверждение этой мысли он ссылается на святителя Григория Богослова: «То спасается, что соединяется с Богом» (Письмо 101). Священномученик Ириней был убежден, что «Сын Божий стал Сыном Человеческим. Чтобы и человек стал сыном Божиим» (Против ересей III, 10, 2).

Путь к богосыновству был для согрешившего человека закрыт. Для этого ему необходимо было преодолеть тройную преграду: смерть, грех и природу. Для этого нужно было достичь того состояния, когда человеческая природа восторжествовала бы над грехом и смертью. Размышляя над этим, В. Лосский замечает: «То, что человек должен был достигнуть, восходя к Богу, то осуществляет Бог, снисходя к человеку». При этом изменяется последовательность. Византийский богослов XIV века говорит об этом так: «Поелику люди трояко отстояли от Бога—природою, грехом и смертью, Спаситель соделал, чтобы истинно сообщились и непосредственно приходили к Нему, уничтожив одно за другим все, что препятствовало сему, одно—приобщившись человечеству, другое—смертию на Кресте, а последнее средоточие—владычество смерти—совершенно изгнал из природы воскресением. Посему Павел говорит: «Последний враг испразднися—смерть» (1 Кор. 15,26); (Цит. по: В.Лосский. С.103).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.