Саентология в Беларуси

В 1994-м к нам, в Беларусь, постучались гости из Америки, назвавшие себя центром «Дианетика». Организация расположилась в Минске. Не откладывая в долгий ящик, члены «Дианетики» начали разворачивать деятельность по привлечению к себе взоров потенциальных клиентов. В метро и на улицах столицы появились приятные на вид молодые люди, предлагающие разрешить семейные проблемы, помочь наладить отношения с начальником, начать успешное продвижение по служебной лестнице и т.д.

С конца 1994 г. «Республиканский центр Дианетики» (далее РЦД) руководил Олег Михайлович Сурмач. По профессии—физик-электронщик, интересовался психологией. Пытливый ум ученого человека и ряд неразрешимых вопросов привели Олега Михайловича в московский Гуманитарный Центр Хаббарда, который он успешно окончил. Но в июле 1995 г., окончательно разочаровавшись в Саентологии, Сурмач распустил организацию. Через месяц его находят мертвым. В свидетельстве о смерти №1-ВН №082273 графа «причина смерти» заполнена: «повешен». Не смотря на то, что РЦД был зарегистрирован Министерством Юстиции РБ 5 октября 1995 г. (свидетельство №0533) как республиканский общественный центр, им заинтересовались государственные структуры. В ходе расследований выяснилось, что РЦД занимается несанкционированной терапевтической и религиозной деятельностью. К терапевтической относится «одитинг», а к религиозной—вовлечение людей посредством РЦД в религиозное объединение «Церковь Саентологии». 27.11.97г. заседанием Экспертизы Совета при Госкомитете по делам религии и национальности РБ утверждено экспертное заключение, в котором Саентологическая церковь признана деструктивной. Председатель Минского Городского Исполнительного Комитета Г.Г.Карницкий подписал письмо от 24.09.1998г., в котором сказано: «Считаем нецелесообразным вмешательство в нравственное и психическое состояние личности и общества в целом с помощью методики Л.Р.Хаббарда». В ответ РЦД затевает ряд экспертиз, которые направлены на опровержение перечисленных фактов, причем все это сочеталось с противостоянием ряду республиканских изданий—«Народной газете», «Белорусской деловой газете», «Советской Беларуси», которые, по их мнению, распространяют о них ложную информацию.

В 1999 г. РЦД пытается пройти перерегистрацию, но решением Министерства Юстиции РБ от 9.09.99г. №06-10/10147, на основании заключения Республиканского Комитета по регистрации общественных объединений, обществу РЦД отказано в перерегистрации. Основанием этому послужили следующие пункты: 1) РЦД—занимается психотерапевтической деятельностью, что является нарушением прав личности, гарантированных ст. 45 Конституции РБ; 2) РЦД—входит в состав «Саентологической Церкви», сохраняя при этом статус общественного объединения, обманным путем втягивает граждан в деятельность религиозной организации, что является нарушением ст.16 Конституции РБ; 3) представленные к перерегистрации документы не соответствуют требованиям Положения утвержденного Декретом Президента РБ от 26.01.99г. №22.

Реакция была незамедлительной. И. Блохин, настоящий руководитель РЦД, заявил, что решение Министерства Юстиции РБ от 09.09.99г. незаконно на основании: 1) Согласно экспертному заключению от 30.03.99г., деятельность РЦД не носит психотерапевтический характер; 2) «Республиканский центр Дианетики» является ассоциированным членом Гуманитарного Центра Хаббарда (г. Москва); 3) РЦД не входил и не входит в состав «Церкви Саентологии».

Второе заявление г-на Блохина вообще вопиющая ложь. Открыв книгу «Что такое Саентология?» (саентологическое издание), мы найдем массу подтверждений тому, что Дианетика и Саентология— две стороны одной медали. И та, и другая преследуют одинаковые цели—достижение человеком состояния «клир». Обе свою работу основывают на трудах Л.Р.Хаббарда, которые они считают «священным писанием». Исходя хотя бы из этого, видно, что Блохин о многом не договаривает, надеясь таким образом скрыть истинный характер организации.

Теперь немного о самой Саентологии. Церковь Саентологии, дверью в которую является Дианетика, имеет жесткую структуру управления и больше напоминает коммерческую организацию. В официальных печатных изданиях саентологи любят повторять: «Саентология получала многочисленные благодарности и выражения признательности и одобрения со стороны различных правительств за ее вклад в общество в таких областях, как образование, реабилитация алкоголиков и наркоманов, снижение преступности, защита прав человека, повышение моральных стандартов». На самом деле, в ряде стран—Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Дании, Италии, Канаде, России, США, Франции, Швеции—Саентология имела много проблем, связанных с осуществлением своей деятельности.

Саентологи обладают набором различных платных процедур, проводят богослужения, совершают «таинства», имеют штат священников. Цены на услуги Саентологических организаций впечатляющие. По состоянию на 25.08.97г., цены за услуги РЦД составляли от 90 до 800$. Нетрудно себе представить, на какой контингент они ориентированы.

«Церковь Саентологии» претендует на уникальность. Саентологи декларируют уважение и принятие в свою организацию людей любой национальности и религии. Причем, как популистски заявляют они, Саентология не замещает веру человека, а якобы помогает лучше вникнуть в ее истины. Не знаю, откуда взялось такое мнение, но в книге саентологического издания «Теология и практика современной религии. Саентология» говорится следующее: «Хотя исключительность и не требуется, она приходит по ходу практики. По мере того, как человек становится вовлечен в Саентологи, он неизбежно отбрасывает прежнюю веру. Иудей, ставший саентологом, может продолжать по культурным причинам поддерживать связь с Иудаизмом и праздновать иудейские праздники с семьей и друзьями, но он или она не будет практиковать эту религию и продолжать верить в иудейское богословие».

Считаю нелишним упомянуть о некоторых особенностях основной процедуры—одитинге, которые видны из ответа В. Куропятникова на вопрос: «Можно ли сочетать Дианетику с другими методами душевного оздоровления?»

—Нельзя. Как я уже сказал, Дианетика—это точно выверенная технология. Любое вмешательство в нее может привести к непредсказуемым результатам. Никто не может поручиться за результат, если вместо Дианетики будет применяться смесь из Дианетики и чего-то еще.

Завершая статью, хочется привести выдержки из постановления архиерейского собора Русской Православной Церкви, которую «Саентологическая Церковь» жаждет видеть как сестру и соработницу в благом деле созидания добра в мире.

Из определения архиерейского собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (1994г.)

7 пункт. Через открывшиеся границы в наши страны хлынули проповедники лжехристианства и псевдорелигий, приходящие с Запада и Востока. Среди них «церковь Муна», «новоапостольская церковь», «церковь Христа», «ЦЕРКОВЬ САЕНТОЛОГИИ» Хаббарда и т.д.

13 пункт. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» С ХРИСТИАНСТВОМ НЕ СОВМЕСТИМЫ. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, ОТЛУЧИЛИ СЕБЯ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

14 пункт. Архиерейский Собор <…> не благословляет участие православных христиан в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

На сегодняшний день Саентология нашла нового «Сурмача» в лице Пошелаевой Натальи и пытается зарегистрироваться под именем «Церковь Саентологии» в г. Борисове.

  Артем Кривицкий,
  студент V курса Мин ДС

Центр «Дианетики» создан на основе работ и исследований, сделанных американским писателем-фантастом Лафайетом Роном Хаббардом. Рон родился в г. Тилдене, штат Небраска, 13 марта 1911г. в семье морского офицера. В будущем Хаббард проявил себя как писатель-фантаст, но известность своему имени он принес благодаря книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья», вышедшей 9 мая 1950г. Суть Дианетики заключается в следующем. У человека, по мнению Хаббарда, есть аналитический и реактивный ум. Реактивный ум накапливает «инграммы» (отрицательные эмоции и впечатления), что мешает работать аналитическому уму. «Инграммы» стираются посредством «одитинга» (саентологическая процедура, избавляющая человека от инграмм) и человек достигает состояния «клир» (чистый), в котором он может осуществлять нормальную деятельность. Первоначально все шло очень хорошо, книга долгое время была популярна. Затем начинались проблемы, связанные с финансовыми махинациями. Нужно было что-то делать. Рон нашел выход. В мае 1952г. Хаббард объявляет Дианетику—Саентологией и продолжает свой победный марш под шильдой «церковь». Этот шаг принес много полезного. Во-первых, Хаббард отделался от назойливых ученых, во-вторых, церковные организации освобождались от налогов. Трудно сказать, что заставило день освобождения от налогов делать ежегодным праздником для «Церкви Саентология». По своему содержанию он подходит разве что какому-нибудь предприятию или частному предпринимателю.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.