«Мы должны уметь различать истинно вечное»

GAVRUCHINГлавная тема второго номера нашего журнала тесно связана с философией истории, а философия, как известно, та область человеческих знаний, которая уже не одно тысячелетие успешно занимается осмыслением сути исторических процессов. Поэтому мы были особенно рады встретиться и узнать мнение по столь важным вопросам человеческого бытия современного философа—Николая Константиновича Гаврюшина.
Николай Константинович является членом преподавательской корпорации и секретарем издательского совета Московской Духовной Академии. Несмотря на занятость, он находит время и для чтений лекций по истории философии и истории религий В Минской Духовной Семинарии. Лекции этого преподавателя вызывают живой интерес в студенческой среде, и приезды его всегда желанны и значимы.
В один из таких приездов мы и встретились с Николаем Константиновичем для краткой беседы.

—Сегодня весь мир говорит о вступлении в Третье Тысячелетие, в связи с этим человечество подводит итоги, ставит новые цели и задачи. Часто приходится слышать о развитии глобальных мировых процессов, формирующих новый тип человека и делающих общество еще более секулярным. Насколько, на Ваш взгляд, верны эти прогнозы, и как, в случае их действительного осуществления, они повлияют на жизнь и деятельность Церкви?

—Само по себе явление глобализации рассматривается в самых разных аспектах. Мне кажется, Церковь по своей сути является таким богочеловеческим организмом, основные и принципиальные задачи которого не могут изменяться существенным образом в зависимости от состояния временной шкалы. Задачи Церкви всегда одни и те же, поэтому мне кажется, что слишком увлекаться вот этой темой, поворота мировой истории, в связи с 2000-летним юбилеем вообще мало целесообразно.

—Тем не менее, всем нам очевидна необходимость активизации миссионерской деятельности Церкви. Какова, в связи с этой злободневной для нас проблемой, задача и роль Духовных Школ?

—Этот вопрос действительно правомерен, и здесь нужно сказать, что это первая задача, которая стоит перед нами самими. Мы должны для себя как можно глубже уяснять сущность христианского вероучения и уметь различать в исторических формах жизни Церкви действительно вечное и иногда сопрягавшеиеся с этим вечным наносные, связанные с какой-то конкретной эпохой, представления или совокупность идей. Сегодня для нас очень важно найти язык, понятный нашим современникам, и в то же время быть настолько убеждёнными в истинности христианского учения, чтобы иметь дерзновение отвечать на очень острые и порой нелицеприятные вопросы относительно нашего церковного бытия.

—Наблюдаются ли сегодня в богословской науке, в жизни христианского сообщества такие тенденции, которые получат свое особое продолжение в следующем столетии и тысячелетии?

—Я думаю, что одно из существенных направлений, которое должно себя обнаружить—это всё более глубокое постижение исторических процессов в жизни Церкви и ясное осознание иногда менявшихся ценностных ориентиров в истории конкретного христианского общества. Но, безусловно, это осознание будет в первую очередь задачей и, отчасти, привилегией представителей церковной науки, духовно-академических учёных. Что же касается жизни христианского сообщества как целого, то и в будущем тысячелетии, как и в предшествующем, многое будет определяться традиционными стереотипами, ориентацией, поведением, как это вообще бывает с любым социумом.

—Николай Константинович, сегодня часто приходится слышать от весьма даже авторитетных людей рассуждения о роли Православия как национальной религии. Может ли в будущем, при развитии нынешних стремлений к политической, экономической и культурной интеграции, произойти переоценка значения нации и национальной религии, и может ли это иметь положительные последствия?

—Относительная переоценка, безусловно, произойдёт и происходит и, может быть, это не так плохо, потому что наша религия не является узконациональной. Православие—это религия вселенская, общечеловеческая. Когда мы пытаемся интерпретировать её как узконациональную, мы сами отчасти впадаем в некоторую прелесть. Процесс общения с представителями других конфессий так же может иметь двоякое значение. В отдельных случаях, конечно, может навязывать нам какие-то стереотипы поведения, а в других— может помочь лучше понять нас самих, и понять, что даже в нашей собственной традиции были усвоены, ассимилированы определённые ценности и образцы деятельности, которые, на самом деле, при своём внешнем лоске не являются существенно важными для Христианства.

—Всегда временные рубежи вызывали у человечества некий страх и переживания, в связи с этим, по вашему мнению, правильным отношением к будущему является христианский эсхатологизм или же христианский оптимизм?

—Мне кажется, что эти переживания и страхи не столь актуальны, чтобы их обсуждать, хотя есть ряд изданий и издательств, навязывающих нам апокалиптическую тему и неоднократно издававших сочинения, посвященные этому возможному событию. Что же касается христианского оптимизма, то это наше настроение должно относиться, всё-таки не к будущему потсюстороннего бытия, не к состоянию жизни человека в мире трансцендентном, не к нынешней нашей исторической парадигме. Мы должны быть реалистами и отдавать себе отчёт совершенно трезво в тех социальных процессах, которые происходят помимо нашей воли и, по-видимому, будут происходить. Что касается того пространства земли, которое окормляется Русской Православной Церковью, то, хотим мы того или нет, но численность, скажем, исламского населения ежегодно возрастает, в то время как численность населения православного, по крайней мере не увеличивается, если не уменьшается. Надо смотреть на это трезвыми глазами.

—Николай Константинович, наконец, традиционный вопрос. Какие Ваши пожелания нашим Белорусским Духовным Школам и нашему журналу на новый XXI век и Третье Тысячелетие?

—Школе я искренне желаю благоденствия, желаю в первую очередь, по мере возможности, расширения её библиотеки и информационных источников, с помощью которых студенты смогут осуществлять свою научную деятельность и обогащать свой кругозор. Ну, а «Ступеням» я желаю, разумеется, не стремясь к нарочитому эпатированию аудитории, всё-таки доносить до читателей взгляды на противоречивые проблемы церковного бытия и, возможно, взгляды противоположные, так, чтобы аудитория чувствовала живое биение мысли, а не заведомо приглаженные и ориентированные только на интерес официоза статьи.
С Н.К. Гаврюшиным 
беседовали студенты V курса 
Артемий Кривицкий, Юрий Рой.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.