Над страницами: 1900 г.

1 (1)Двадцатое столетие закончило свой стремительный ход. Для каждого из нас смена веков наверняка станет неким рубежом, невольно заставит оглянуться на прожитое, побудит что-то изменить в своей жизни. Во все времена конец столетия обострял стоящие перед обществом проблемы, активизировал силы духовных исканий, стремления к осмыслению жизни каждого конкретного человека и общества в целом. Проводя параллель с событиями минувшего, 2000-го года, мы обратились к пожелтевшим страницам православной прессы столетней давности. Некоторые события церковной жизни того времени, вопросы, волновавшие верующих, как мы надеемся, будут небезынтересны нашим читателям.

«Сегодня, 23 января, после торжественной литургии в гродненском кафедральном Св.Софийском соборе…совершилось открытие вновь утвержденной, по воле Благочестивейшего Монарха, Гродненской епархии,—сообщает газета «Литовские Епархиальные Ведомости»—«Литургия совершалась преосв. Иоакимом, епископом Гродненским и Брестским в сослужении с епархиальным духовенством. По окончании литургии кафедральным протоиереем В.Кургановичем были прочитаны высочайшие повеления об открытии епархии. Затем Его Преосвященству была поднесена благословенная икона от Литовской епархии, которой он осенил гродненскую паству. После речи владыки началось благодарственное моление, затем духовенство двинулось крестным ходом по Соборной улице к Александровской церкви, где молебствие закончилось многолетием и возглашением вечной памяти приснопамятному митрополиту Иосифу (Семашко). В заключение был сделан парад войскам» («Л.Е.В.» №4 23.01.1900; №5 30.01.1900).

«С воскресенья, 23-го января, в г.Минске по мысли и с благословения Его Преосвященства, Преосвященного Михаила, епископа Минского и Туровского, открылись религиозно-нравственные чтения для православного населения г.Минска, которые ведутся наставниками Семинарии и духовных училищ. Нельзя с отрадным чувством не приветствовать этот добрый почин нашего архипастыря. Настоятельная необходимость ведения в городах религиозно-нравственных чтений была признана давно.В настоящее время они составляют достояние не только столиц, но и многих губернских городов. Чтения предположено вести по воскресным дням, начиная с 23 января по 1 мая в Крестовой церкви Архиерейского дома, после вечерни и акафиста. Предметом чтений избрано объяснение воскресных Евангелий при чем при возможности будут затрачиваться религиозно-нравственные вопросы, представляющие современный интерес и значение» («Минские Епархиальные Ведомости» №3 1.02.1900).

«Все более и более распространяющийся, особенно по городам, обычай устроять для детей рождественскую елку—не русского происхождения. Он заимствован нами с Запада и при том, в очень недавнее время. Насколько известно, первую публичную елку устроили в Петербурге в 1852 г. в Екатерингофском вокзале, и таким образом, своему существованию в России елка не насчитывает и 50-ти лет. Как ни темно происхождение обычая устраивать елку, основание его—смешение древнего язычества с апокрифическими христианскими понятиями. Языческое почитание деревьев, в средние века встретилось с христианской легендой о чудесном райском дереве жизни. Постепенно обычай украшать елку в день Рождества утвердился во всей Западной Европе. У нас же русских, языческое почитание деревьев сохранилось только в обычае украшать березками дома в Троицын день. Как же должно относиться к рождественской елке православным русским? Не восставая против елки совсем…, следует отметить, что нельзя устроить ее не только на Рождество, но и в другие праздники. По нашему мнению, перед елкой неуместно пение тропаря или кондака праздника, чтение отрывков Священного Писания. Нечего и говорить, что всему свое место» («Рижские Епархиальные Ведомости» №5 за 1900г.).

В хронике событий церковной жизни белорусской земли за 1900г. привлекают внимание два торжества, даты которых почти совпадают. По сообщению «Литовских Епархиальных Ведомостей» от 30.05.1900г. №10, с 23 по 25 мая в Супрасльском Благовещенском монастыре проходили празднества, посвященные 400-летию основания обители. В той же газете от 1-15.08.1900г. №15-16 помещена заметка о проходивших 13 августа в Минске торжествах по случаю 400-летия явления чудотворной иконы Божией Матери Минской: «Утром в 10 ч началась Божественная литургия,—читаем в «Ведомостях»—которую служил Преосвященный Михаил, Епископ Минский и Туровский… В собор успело собраться всё духовенство—белое, монашествующее и военное. По окончании литургии святая чудотворная икона была вынесена на середину храма и помещена на особо устроенный для настоящего случая выносной киот. Крестный ход направился на соборную площадь к особо приготовленному здесь полукруглому, убранному зеленью и национальными флагами возвышению для совершения торжественного молебствия, по окончании которого возвратился в собор. Желающим раздавались брошюры ключаря Минского кафедрального собора свящ. Павла Афонского «400-летие явления Минской иконы Божией Матери» и преподавателя МинДС Александра Товарова «Знаменательный юбилей».

Интересно, что в тот же день, когда проходили торжества в Минске, в Новгороде состоялось освящение заново реставрированного собора Св. Софии, одного из древнейших храмов России. Работы по реставрации, продолжавшиеся семь лет под руководством академика Суслова, позволили воссоздать первоначальный облик храма, обогатив науку уникальными открытиями, о чём сообщается в журнале «Странник» (сент. 1900). «Открытые фрески,—утверждает журнал,—по строгим типам, широте письма и величию фигур превосходят все до сих пор существующие у нас древние изображения».

«22 августа 1900г. верующие всей России праздновали 250-летие явления одной из наиболее почитаемых икон Богородицы-Грузинской» («Странник», сент.1900г.).

26 августа состоялось торжественное освящение возобновленного главного Храма в Лядtнском мужском Благовещенском монастыре епископом Минским и Туровским Михаилом («Минские епархиальные ведомости», №17 за 1900 г.).

Как сообщает хроника, помещённая в ноябрьском номере журнала «Странник», «выставочное жюри Всемирной выставки в Париже присудило училищному совету при Св. Синоде высшую награду за широкое распространение народного образования в России, за прекрасную организацию школьной статистики и за организацию снабжения школ книгами. На выставке были представлены статистические данные о церковных школах Российской империи, фотографии школ разных регионов государства, издания училищного совета».

Завершая обзор православной прессы 1900 г., остановимся на «Отчёте о состоянии Кирилло-Мефодиевского братства при церкви Минской Духовной Семинарии», помещённом в последнем, декабрьском номере «Минских епархиальных ведомостей». «Кирилло-Мефодиевское братство имеет задачей помощь воспитанникам семинарии в их материальных и учебных нуждах. Утверждено братство епископом Минским Варлаамом 25 мая 1885 г.»,—читаем в отчёте.

Согласно приведённым данным, в 1900 г. братство насчитывало 7 почётных членов, 1 пожизненного, 83 действительных и 193 члена-соревнователя. В отчёте говорится о той помощи, которую братство оказывало «…преимущественно тем воспитанникам, которые по сиротству и бедности не имели достаточных средств для своего содержания. В течение года было выдано пособие 10 ученикам безвозмездно и 10—взаимообразно на удовлетворение разных нужд их. 34 ученика снабжались на братский счёт обувью, 17 учеников—разной одеждою. За двух иносословных учеников уплачено за право учения их в семинарии за полугодие. Содействие братства музыкальному образованию воспитанников семинарии оказано в отчётном году приобретением для семинарского оркестра 3-х скрипок».

 Материал подготовил 
Виктор Попов, 
студент II курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.