Слово главного редактора

1 (1)После выхода в свет первых «Ступеней» у нашего журнала появились новые друзья. Многочисленные отзывы и пожелания наших читателей — студенческой молодежи, преподавателей школ и ВУЗов, священнослужителей, людей верующих и неверующих—свидетельствуют о полноценной жизни нашего издания. Теперь с уверенностью можно сказать—идея молодежного православного студенческого издания реально воплотилась. Журнал собрал вокруг себя не только студентов наших Академии и Семинарии, но и учащихся светских учебных заведений. Уверены, что впереди еще много интересных знакомств и открытий!

Жизнь нашего издания зародилась на рубеже веков и тысячелетий. Переступая этот знаменательный временной порог, мы решили немножко задержаться на нем и попытаться осмыслить свершившееся. «Миссия Церкви на пороге III Тысячелетия»,—так звучит тема второго номера «Ступеней».

Любопытно сегодня, перешагнув порог XXI века, оглянуться назад. Как Русская Православная Церковь встречала двадцатый век? Примерно сто лет назад протоиерей Иоанн Восторгов в проповеди говорил: «Едва ли мы ошибемся, если назовем именно наше время ищущим обновления. На пороге ХХ-го столетия наш отходящий в историю век стоит с многими вопросами, со многими язвами, требующими разрешения и врачевания… Не наше ли время характеризуется особым разливом преступлений, иногда каких-то диких и необъяснимых, падением основ жизни семейной, общественной, государственной? И вместе с тем, не в наше ли время наблюдаются отчаянные поиски смысла жизни, свидетельствующие о том, что старые позитивные и материалистические воззрения принесли их последователям тяжелые разочарования и не дали человеку ни радости, ни покоя? В христианстве почерпнуло силы обновления и возрождения древнее человечество: в христианстве найдет оно их и теперь…»

Вступив ныне в Третье Тысячелетие, мы, христиане, с сожалением вынуждены констатировать, что живем в секулярном обществе. Мы—его часть, даже если сами, как члены Церкви Христовой, «не от мира сего». Поэтому следует быть особо осторожными, чтобы не провести это различие слишком резко и не вообразить наивно, будто мы живем в мире, но вовсе не принадлежим ему. На самом деле мир не только окружает нас, в некоторой степени он и внутри нас.

Свидетельством этому является хотя бы то, что в последние несколько лет миллионы людей потянулись к Церкви как к новой надежде, как к воплощению истины и добра. В ситуации размывания нравственных критериев многие надеются найти опору для личности и общества именно в христианской проповеди. В связи с этим задача проповеди Христианства сегодня гораздо шире катехизической задачи и не может ограничиваться простым разъяснением основ Православного вероучения.

Принципиально новый этап развития человеческой цивилизации, как бы мы к ней не относились, обязывает нас по-новому оценивать взаимоотношения мира и Церкви.

Сегодня стираются и возникают новые политические границы, мир стал чрезвычайно маленьким и в географическом, и в информационном плане. Прежние правовые критерии и критерии здравого смысла перестают быть неоспоримыми. Поэтому Православие, как свидетельство Истины, призвано всегда и повсюду быть основой для становления человека.

В ситуации исторических разрывов, упраздняющих ориентиры и ценности, многие ищут «духовного», но при этом отворачиваются от Церкви. Очень часто эти люди объясняют свою антипатию к Православной Церкви тем, что она, на их взгляд, слишком консервативная и устаревшая структура, застывшая в своих обрядах. Здесь, конечно же, сказывается поверхностное и неглубокое понимание таких слов, как консерватизм и традиция. Поэтому первостепенная наша задача в XXI веке вернуть современному человеку истинное понимание и осознание назначения Церкви в мире.

С другой стороны, неверное представление о собственной традиции имеют и некоторые православные, полагающие, что в консерватизме заключается суть Православия. Если христиане Запада слишком открылись миру, то для христиан Востока характерна другая тенденция—отделение себя от мира.

Вступление в XXI век создает особые условия для миссии Православия в современном мире. Человечество осознало, что оно обладает способностью уничтожать себя, реально воплотив ужас Апокалипсиса. Но при каких условиях это может совершиться? В Священном Писании, в апостольских постановлениях ясно сказано о том, что мир будет существовать до тех пор, пока «не возьмется от мира нечто удерживающее». И богословы на протяжении истории мучительно размышляли о том, что же это такое «удерживающее», что удерживает мир от распада, а человеческую историю от трагического завершения. Некоторые полагали, что это было Римское государство, институт власти и институт права. В каком-то смысле эти богословы были правы, но если посмотреть на эту проблему в контексте всей мировой истории, то становится ясным, что этим «удерживающим» является добро.

Зло никогда не находится в состоянии статическом, оно динамично. Если не полагать предел злу, оно развивается, и апогеем его развития становится смерть. Поэтому, если на уровне личности, семьи, общества, государства, всей человеческой цивилизации зло истребит и вытеснит добро, то у человечества не останется никаких сил продолжать историческое существование. Оно найдет возможность истребить себя, и инструментом истребления человечества будут колоссальные достижения науки и техники.

Единственное, что может спасти людей от злоупотребления достижениями научно-технического прогресса—это христианское нравственное чувство, которое мы христиане и призваны проповедовать в мире.

На нас—молодом поколении христиан—лежит ответственность за будущее нашего мира. Осознание и видение нами проблем, возникших во взаимоотношениях мира и Церкви на этом знаменательном рубеже эпох и веков, определит положение и влияние христианства в Третьем Тысячелетии.

 Главный редактор Юрий Рой, 
студент V курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.