Слово на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа иже во святых отца нашего Феодора Студита

1 (1)Память преподобного Феодора Студита Православная Церковь отмечает 11 ноября (по церковному календарю). Родился святой в 758 г. в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты—благочестивых христиан. С любовью и душевной теплотой воспитали родители своего сына. Стремление к знаниям подвигли преподобного к углубленному изучению различных наук. Серьезное и систематическое образование он получил у лучших ораторов, философов и богословов столицы. Участвуя в богословских диспутах об иконопочитании, в период иконоборчества, святой Феодор стал известен в столице. Неизменную победу в спорах ему приносили: совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания.

Преподобному Феодору пришлось много пострадать. Так, при императорах Константине Копрониме и Льве Армянине он был сослан в г. Солунь. И только во время царствования императрицы Ирины он был возвращен из заточения. Последняя передала ему Студийский монастырь, для которого святой написал устав. Скончался преподобный в 826 г. в Акрите. Мощи его в 845 г. были перенесены в Константинополь.

О празднике Рождества Спасителя и о том, чтобы мы ревностно держались подвижнической жизни нашей

1 (1)Братия и отцы. Приближается уже праздник Богоявления, и день радости у дверей; радость же великая, какой не было от века. Ибо Сын Божий приходит к нам не в гаданиях и символах, как некогда являлся отцам, но чрез рождение от Девы нисходит, самолично являясь нам. Блаженнее этого ничего не было в родах родов и ничего не было удивительнее во всех чудесах, которые Бог сотворил от века. Поэтому ангелы благовествуют таинство, и звезда указывает, что на земле родился Небесный. Поэтому пастухи спешат увидеть благовещенное спасение, и волхвы несут царственные дары. Поэтому новая песнь воспевается о новых делах, что в вышних славимый Бог явился на земле как мир.

Это желали видеть бывшие от века пророки и праведники, но не видели иначе, как только верою. Мы же и видехом, и руки наши осязаша, как написано, о словеси животнем, и живот явися (1 Иоан. 1, 1), и мы приняли сыноположение. Но что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам (Пс. 115, 3)? Уже святой Давид, предупреждая, возгласил: «Чашу спасения npиuмy и имя Господне призову» (Пс. 115, 4).

Итак, возрадуемся, братия, что и мы удостоились воздать воздаяние Господу за все, что Он воздал нам. Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь, которую мы избрали, и исповедание, в котором мы стоим и хвалимся упованием славы Божией (Рим. 5, 2), что, бесспорно, есть свидетельство. И таким образом нам должно праздновать не один день, но в течение целой жизни. Те же, которые управляются плотью и находятся в плену у страстей, не могут ни праздновать, хотя кажутся празднующими, ни быть свободными, будучи рабами страстей, проданными греху. Поэтому и написано: «Всяк творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век» (Иоан. 8, 34-35).

Так как и мы удостоились быть названными сынами по благодати, то пребудем в доме во век, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3, 14). Поэтому, укрепляемые Духом Святым, будем держаться нашего подвижнического состояния и да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых делах (Евр. 10, 24), в послушании, в смирении, в кротости, во всех других прекрасных стремлениях, не уклоняясь от своего намерения, но возбуждаясь и тем больше, чем более приближающимся видим тот день. Ибо приближается День Господень, великий и славный, когда открыто явится Судья всех, и узрят Его в той славе, в какой видели Его апостолы в Божественном преображении, взвешивая и судя всякую мысль и воздавая каждому по делам его. Да узрим Его и мы, со всеми святыми, милостиво взирающим на нас и принимающим в Царство Небесное благодатью, милосердием и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, ибо Ему подобает слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.