Святой Стефан

1 (1)Во втором номере нашего студенческого журнала нам особенно приятно публиковать научный материал доктора лютеранской Богословской Академии в Будапеште, профессора истории Древней Церкви Андроша Корани. Статья о первом венгерском короле святом Стефане, любезно предоставленная нам господином Корани, явилась подтверждением установившейся дружбы с редколлегией журнала «Ступени» и залогом дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Святой король Стефан был канонизирован Православной Церковью в юбилейный 2000-тысячный год Рождества Христова. Это весьма знаменательное прославление подтверждает вклад венгерского народа в дело созидания Вселенского Тела Христова—Церкви.

Публикуемое нами исследование есть попытка автора показать роль Восточной христианской традиции в истории и жизни венгерского народа, и, тем самым, выразить свое уважение к Православию.

В конце IX века финно-угорские венгерские племена, пришедшие с Урала, заняли новые земли в районе современной Венгрии. После завоевания соседней Магирании эти кочевые племена разделили между собой завоеванные территории. В X веке они жили относительно независимой жизнью, но продолжали военные походы против соседних государств: Римской Империи, Болгарии и Византии. После ряда поражений завоевания прекратились.

К тому времени в стране доминировало три племенных объединения: одно из них возглавлялось Арпадом (Arpad), отцом святого Стефана, другим управлял Геза (Geza), (970-997), еще одно княжество образовалось в Трансильвании и южных землях.

Этот период в истории Венгрии называется временем двойного влияния. Пришлые угорские народы начинают впитывать в себя две культурные традиции—западноевропейскую латинскую и греческую византийскую.

Именно в это время ко двору принца Трансильвании прибыл из Константинополя епископ-миссионер Иерофей (Hierotheos), который крестил королевскую дочь Сарольт (Sarolt). Спустя некоторое время она становится женой Арпада и матерью будущего венгерского короля святого Стефана. Ко времени заключения брака западные венгерские земли уже находились под влиянием Римской Церкви. Свидетельством этому является крещение Гезы, совершенное прибывшим в 972 году из Галлии епископом-миссионером Прунвордом (Prunward). Этот же епископ крестил затем и Стефана, а в 973 году—5000 венгерской знати. Большую миссионерскую работу в Венгрии проделал также прибывший в 995 году епископ Пражский святой Адальберт (Adalbertus).

Проникновение и распространение одновременно двух христианских традиций имело не только географические, но и культурно-политические причины. Византийская миссия главным образом коснулась королевских дворов восточных территорий Венгрии и только через браки могла иметь влияние на западе страны. Латинский обряд распространился на западе, что обуславливалось сильным влиянием соседних Германских княжеств. Сосуществование греческой и латинской традиций открыло через Венгрию путь для восточного мистического богословия на Запад.

После смерти Гезы (997) Стефан стал принцем западных племён. В 1000 году он—первый король объединенной Венгрии (1000—1038). Став во главе венгерских племен, он получает скипетр власти от римского императора, но королевскую корону вместе с апостольским благословением ему дает римский папа Сильвестр II, что означало своего рода независимость от влияния императора Священно-Римской империи.

В период между 997 и 1009 гг. главной задачей первого Венгерского короля явилось укрепление своей государственной власти. Существенно поддержала Стефана на Венгерском престоле его жена Гизель Баварская, кузина римского императора, приехавшая в Венгрию со своей знатью и солдатами. Однако король понимал, что новое государство требовало объединения не военной силой, а путем мирной консолидации.

Св. Стефан играл важную роль в деле утверждения христианской Церкви. С согласия римского папы он учредил епископат в составе 10 человек под руководством архиепископа Эстергома. Этим он избежал давления немецких епископов Пассау и Майнца, стремившихся подчинить христиан Венгрии своей юрисдикции. Известно, что церковные иерархи были наиболее привилегированными членами Королевского Совета.

Своими законами святой Стефан постановил строить храмы в каждой десятой деревне. К тому же все граждане королевства должны были участвовать в воскресном богослужении и платить десятину. Он писал: «Король должен обеспечить церковь священническим и алтарным облачением, книгами, а также помогать ей во всех нуждах». От своих доходов монарх содержал многие церкви и монастыри. Святой Стефан особенно заботился об утверждении и развитии в Венгрии монашеской жизни. Один из известнейших Венгерских монастырей—Бенедиктинское Аббатство в Панонхальме, основанное еще королем Гезой в 996 году, не менее обязано своим существованием и первому королю объединенной Венгрии. Известен и греческий монастырь находящийся недалеко от Веспрема, которому Стефан также уделял немалое внимание. Примечательно, что оба монастыря находятся в западной Венгрии.

О кротком христианском нраве первого Венгерского короля свидетельствует и одно из его литературных произведений—«Увещания святого Стефана своему сыну Энерику», написанное после 1010 года. Этот текст, как зеркало, отображает личность набожного и мудрого христианского правителя. В «Увещаниях» можно найти мысли, свидетельствующие о твердости веры и раскрывающие особенности характера святого короля.

В десяти параграфах своего произведения святой Стефан говорил о «десяти драгоценных камнях короны»: христианской вере, Церкви, духовенстве, знати, правосудии, терпении, милосердии, Королевском Совете, послушании сыновей, молитве и благочестии. В словах короля Стефана виден не политический расчет, а Евангельская мудрость: «Все люди имеют одно состояние,—говорил он,— и ничто не возвеличит человека, как только смирение, и ничто не унизит человека так, как гордость и ненависть, ибо благочестивый труд приведет вас к высокому идеалу».

Основа благочестия святого Стефана—это его вера, о которой он свидетельствовал: « Верь твёрдо без сомнения в Бога Отца Всемогущего, Творца мира, и в Его Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа, возвещённого ангелами, рождённого от Приснодевы Марии и вознесённого на кресте для спасения мира, и в Духа Святаго, Который говорил через пророков, апостолов, евангелистов».

В семейной жизни Стефана постигло несчастье: оба его сына умерли очень рано. После смерти самого Стефана (15 августа 1038) в королевской семье Арпадов вспыхнула борьба за трон. Однако проблема наследования престола появилась ещё в последние годы его правления. Жизнеписатель короля Стефана сохранил следующую оценку состояния Венгерского королевского двора: «Он не находил никого из своих родственников, кто бы смог управлять государством в свете веры Христовой».

Принимая во внимание его апостольскую деятельность в королевстве и благочестивую жизнь святой Стефан был канонизирован Римской Церковью в 1083 году.

В минувший юбилейный год двухтысячелетия Рождества Христова и тысячелетия Венгерского государства в Будапеште патриарх Константинопольский Варфоломей провозгласил акт о причислении первого Венгерского короля Стефана к лику святых Православной Церкви.

Перевод с английского 
Владимира Петручика, 
студента V курса МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.