Во всем сохранить любовь…

Две тысячи лет прошло со времени Воплощения Бога на земле, две тысячи лет несет благую весть миру Его Церковь. Побывав за это время и на вершине славы, и на краю, как казалось, гибели, переживая князей, царей и императоров, диктаторов и тиранов, распространяясь по всем частям света среди самых различных народов, она продолжает оставаться Телом Христовым, в котором происходит непрерывное общение человека с Богом. Члены Церкви—обычные люди, но именно от них зависит очень многое. Мир возрождается человеком, и в возрождении самого человека играет огромную роль воздействие окружающих. Поэтому так важна деятельность человека в этом Богочеловеческом организме. Какие трудности у Церкви сейчас? Какие успехи? Какие задачи стоят перед Ней в ближайшем будущем?

Мы видим, чтоповсеместно идет активное строительство храмов, монастырей, открываются духовные школы, развивается взаимодействие Церкви и государства, увеличиваются возможности христианской проповеди и миссионерской деятельности. По большему счету, это пока единственное достижение, но оно делает возможным осуществление всех других.

В сегодняшней церковной жизни есть и трудности, и проблемы. Некоторые из них явились следствием многолетнего периода безверия, некоторые—продуктом бытия Церкви в современном мире. Возникли и новые проблемы, с которыми человечество еще не было знакомо. Думается, что противостоять всему этому может лишь нечто внутренне сплоченное и потому устойчивое и непоколебимое. Это значит, что основная задача Церкви сегодня—«сохранить единство духа в союзе мира» (Еф. 4,3). Под этим единством подразумевается не только единство веры и Священных Таинств, которые в Православной Церкви хранятся нерушимо, но и единство действий христиан на пользу Церкви.

Мы должны вновь обратить пристальное внимание современного общества к Евангелию и христианской проповеди. И ничто так не мешает этому, как наши собственные амбиции. Принцип: «В главном—единство, во второстепенном—свобода, и во всем любовь»,—это необходимое условие существования Церкви. Значит, первым делом нужно искоренять тот дух раздора, который вносит в наше общение человеческая немощь и козни «духов злобы поднебесных». Чаще всего это разногласия в политических взглядах и пристрастиях, в подходах к вопросу об экуменизме, реже—проблемы «национальных» Церквей и т.д. Необходимо установить правильную шкалу ценностей: с чем нам нужно бороться, а с чем можно пойти на компромисс; где нужно увещание с пониманием, где дискуссия, а где остается только развернуться и уйти. Важно понять, что православные монархисты и православные демократы—едины в Боге, что они должны возрождать Церковь вместе, вступая в законную борьбу лишь на избирательных участках. В конце концов, есть области, где Церковь не может указать своим чадам что-либо однозначно. Человек волен иметь свой любимый цвет, пору года, так же, как волен не любить какое-либо блюдо. В деле политики все, конечно, обстоит сложнее, так как есть возможность выбрать направление, совершенно с христианством несовместимое, но, как ни странно, раздор обычно происходит между людьми, принадлежащими к направлениям равноприемлемым.

Задачи Церкви, как бы умело и красиво их не формулировали, осуществляются не в книгах богословов и социологов, а на уровне приходской общины обыкновенным священником. Без крепкой приходской общины жизнь Церкви крайне затруднена. Сразу же встает вопрос о характере общины: бесспорно, «бомбардировка любовью» неприемлема, но и оставлять без опеки человека, желающего жить в Церкви, тоже нельзя. Возможно, правильным будет такой подход: человек видит, что при храме существует община, видит все ее недостатки и достоинства. И самостоятельно решает, готов он присоединиться к ней, или нет.

«Христианство на пороге третьего тысячелетия»—это тема, которую можно рассматривать в разных аспектах. Рассмотреть все сложно, но самые общие вопросы должны быть затронуты.

Изучая прошлое, мы лучше начинаем понимать наше настоящее. Действительно многое, можно почерпнуть из жизни святых. Размышляя над тем, как они справлялись с трудностями своего времени, мы имеем возможность использовать их опыт сегодня.

В XX веке мы столкнулись с проблемами генной инженерии, клонирования и т.п. Именно Церквь должна высказать свое отношение к этим и ряду других подобных проблем. А чтобы истинно по-христиански осмыслить эти явления, нужно богообщение и полноценная духовная жизнь. Древние христиане успешно справлялись с новыми обстоятельствами жизни, теперь на их месте оказались мы, каждый отдельный человек.

Именно личность имеет непреходящее значение для любящего Бога, поэтому полезно переосмысливать некоторые явления, переходя от исторического смысла к вечному. К примеру, Церковь всегда осуждала и должна была осуждать учения некоторых философов и мыслителей, чтобы право вести ко спасению. Но, вглядевшись в этих людей, ставших жертвами своего горделивого ума, мы должны спросить: что оттолкнуло от христианства Шопенгауэра и Ницше? Почему Камю и Сартр не разглядели в нем истины? Что и почему в нем отверг Кьеркегор? Анализируя, мы будем учиться быть всем для всех (1Кор.9,22). И будем иметь право сказать, что сделали все возможное, чтобы христианское учение стало доступным для людей самого разного интеллектуального уровня.

Данная статья—лишь начало раскрытия этой темы. Надеемся, что она даст толчок к обсуждению ее на страницах последующих номеров нашего журнала. Главное же, что хочется сказать напоследок,—в наших руках многое, а Господь с нами «во все дни до скончания века» (Мф.28,20).

 Чепик Павел,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.