Что воспитывает детей?

1 (1)Семья—основа всякого общества, начало и основание культурных и религиозных традиций. Каждый человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал—это семья его родителей, в которую он входит рождением задолго до того, как ему удаётся осознать самого себя и окружающий мир. Семья формирует человеческую личность. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в детстве.

Каждый из нас остаётся в течение всей своей жизни символом духовно-нравственного основания своей семьи. В семье пробуждаются и развиваются дремлющие силы души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что и кому?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера, открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья, ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьётся великая личность или, быть может, низкий проходимец. Немецкий богослов Толук утверждал: «Мир управляется из детской»… Мир не только строится в детской, но и разрушается из неё; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели. Поскольку воспитание в семье, а тем более в православной семье, определяет дальнейшую жизнь человека в обществе, то именно на родителях лежит ответственность за будущее поколение.

Сейчас важную роль во многих семьях играет телевизор. Понятно, что и дети не остаются в стороне. О церковном отношении к телевидению написано много. Есть разные точки зрения, но мы скажем, что телевидение само по себе не есть добро или зло, важно как человек, исходя из своего мировоззрения, относится к просмотру телепередач. И поскольку мы говорим о детях и о духовно-нравственном влиянии семьи на ребёнка, то хотелось бы особое внимание обратить на любимые всеми детьми мультфильмы.

1 (1)В пост-советское время наряду с мультфильмами стран СНГ появилось множество мультфильмов западных, пришедших к нам из другой культуры, которая, став массовой, работает на потребу дня и не стесняет себя традиционными христианскими ценностями. Что касается нашей культуры, несмотря на советское время, невозможно было за эти 80 лет вытравить основополагающие христианские ценности из сознания людей.

Наиболее популярные из западных мультфильмов—производства американской компании «Дисней». Эти красочные, захватывающие, такие непохожие на привычные советские мультфильмы сразу захватили огромную детскую аудиторию. Открытость, доступность и успех у детей Диснеевских мультфильмов не вызывают у родителей мысли о возможном вреде или неправильном влиянии их на неокрепшую детскую душу. Конечно же, это не касается таких несомненных шедевров, как «Белоснежка и семь гномов», «Золушка», «Бэмби» и подобных им, поставленных по классическим, с детства полюбившимся всем сказкам.

Однако, более поздние мультфильмы, продиктованные сложившейся американской культурой и отражающие идеалы нетрадиционного общества, незаметно влияют на формирование определённых жизненных поведенческих принципов. В этих мультфильмах можно выделить как минимум, две характерные тенденции.

1 (1)Одна из них—насилие, смешение добра и зла, не формирующее у ребёнка качественную разницу между светом и тьмой, добром и злом. Для примера, рассмотрим популярный мультсериал «Черепашки Нинзя». В этом сериале идёт рассказ об отряде отважных черепашек, которые борются с разными злыми существами, освобождая мир от грабителей, убийц и прочих сил зла. Казалось бы, цель благородная, нравственная, однако методы борьбы нисколько не отличаются от методов «работы» самих чёрных сил. Постоянные потасовки, разборки, перестрелки, драки с применением самых крутых приёмов восточных единоборств, которые так привлекают мальчиков, создают впечатление, что силы зла можно победить только насилием и злом во имя добра. Складывается впечатление, что если поменять положительных и отрицательных героев местами, смысл происходящего не изменится: будет то же насилие, кровь, убийства. Получается, что режиссёрам мультфильма просто захотелось одних героев назвать положительными, а других—отрицательными, а внутреннего этического различия между ними нет. Таким образом, ребёнок получает соответствующий стереотип поведения.

Христианское понимание добра и зла иное. Добро противостоит злу, борется с ним, но методы борьбы иные: любовь, смирение, кротость, поскольку зло порождает зло, и только добром можно победить зло.

В качестве противоположного примера «Черепашкам Нинзя» хотелось бы привести любимый прежним поколением детей мультфильм про Чебурашку и Крокодила Гену. Зло в этом мультфильме воплощено в шкодливой и вредной старухе Шапокляк, которая совершает проступки близкие каждому ребёнку, так как каждый из нас в своём детском опыте проходил через всё это. Ребёнку близки и понятны рассматриваемые ситуации, возможно, он сам уже испытал их на себе, его личный опыт помогает осознать и закрепить правильный стереотип поведения.

1 (1)Добро и зло берутся из опыта ребёнка, из того, что им пережито, а насилие и убийство находятся за пределами его опытного познания, поэтому он не может адекватно их оценить, и не видит чёткой грани между таким злом и методами борьбы с ним.

Другая тенденция, менее явная в сравнении с первой, это отношения главных героев некоторых мультфильмов со своими родителями. Сюжет таких мультфильмов обыкновенно одинаков: главный герой или героиня не слушаются родителей, уходят из дома, попадают в переделки, но в результате оказываются на высоте, добиваются всего, чего им хочется, и всё заканчивается благополучно. Это, например, такие мультфильмы, как «Русалочка» (в отличие от сказки Г. X. Андерсена и советского мультфильма, поставленного по ней, где Русалочка превращается в морскую пену), «В поисках Камелота», «Мулан» и другие. Создаётся впечатление, что слушаться родителей абсолютно необязательно, можно делать всё, что считаешь нужным, так даже быстрее добьёшься того, чего хочешь.

В православной христианской традиции же послушание детей родителям необходимо, об этом говорится в Божьей заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле…» Уважительное отношение к родителям, послушание их воле закладывает основу будущего благополучия, тогда как неуважение и непослушание вызывает праведный гнев Божий.

И вообще, продуктом американской культуры, который прослеживается во многих мультфильмах, является так называемая «американская мечта», когда человека призывают к тому, чтобы всего, что хочет, добиваться только своими силами в конкурентной борьбе, не соотносясь с желаниями других. Примером здесь могут служить разные мультсериалы, в частности «Утиные истории», «Куколки-малышки» и другие.

Здесь нарушается главная заповедь Божия: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Разве человек может делать всё, что он хочет, не думая о других? Всё ли полезно ему?

Можно отметить ещё одну деталь, характерную для некоторых американских мультфильмов и мультсериалов. Это склонность показывать взрослые отношения между полами (поцелуи, объятия, ревность). Как пример, можно привести мультсериалы «Алладин» (отношения Алладина с Принцессой), «Чип и Дейл спешат на помощь» (соперничество между Чипом и Дейлом из-за Гаечки) и другие. Для детей это закрытая область, они не всегда правильно понимают происходящее, не могут соотносить это с собственным опытом, отсюда появляется неловкость, если, перенося эти ситуации на свои игры, они получают негативную оценку старших. Ребёнок не понимает, в чём он не прав, и объяснить ему неправоту, не травмируя его психику, очень трудно. Это особенно касается маленьких детей (до 6 лет).

Конечно, эти мультсериалы кажутся безобидными, в них много хороших сторон, но именно этот аспект не характерен для христианской культуры. Для неё характерны стыдливость, целомудрие и отношения между полами скрываются за этой завесой.

Воспитание человека—это продукт культуры, и каждая культура имеет свои ценностные ориентиры. Мы хотели показать, чем западные мультфильмы, являясь продуктами западной культуры, не отвечают запросам нашей христианской, православной культуры. Воспитание в семье должно помочь детям правильно воспринимать окружающую действительность, уметь различать добро и зло, уважать родителей и старших. Всё это должно происходить в своей культуре, своих религиозных традициях.

 Оношко Юлия,
студентка V курса ЕГУ

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.