Как веру выбирать

1 (1)Сегодняшний духовный рынок предлагает огромный выбор вероисповеданий «во всех ценовых категориях».

…Как сказочного Иванушку—перед камнем (помнишь—на котором написано—«Направо пойдёшь—в беду попадёшь, налево пойдёшь—коня погубишь…»), на котором сегодня неоновыми буквами написано: «Направо пойдёшь—в астрал попадёшь, налево пойдёшь—харизму найдёшь…», только возможных вариантов выбора теперь гораздо больше, хотя под многими современными надписями видна старая—«налево пойдёшь—голову потеряешь».

Различные рекламные технологии всегда были на вооружении у проповедников всех времён и народов: скрытые угрозы, обещания, красота и возвышенность учения…

…Главное—привлечь внимание потенциальных клиентов. Люди часто идут за тем проповедником, который будет к ним добрее, внимательнее, чьи проповеди—увлекательнее…

Поэтому при сознательном выборе вероисповедания возникает множество вопросов: Как из рекламируемых путей выбрать лучший? Как не ошибиться? Какие требования предъявлять к предлагаемым товарам? Как не продешевить? Как совершить главную покупку в своей жизни?

Ведь выбираешь главный товар в своей жизни!

Или отказаться от неё совсем?… И пройти мимо витрины, сказав: «Мне это не по карману».

…И вдруг ничего нет, и только «вырастет лопух на могиле»…

Как не потерять душу, а не какого-то коня?…

Возможно ли решить свои душевные проблемы без Бога?

Зачем мне нужен Бог? И если Он мне зачем-либо нужен, могу ли я на Него рассчитывать?… Насколько можно Ему доверять?

И какой Он, Бог? Он опасен? Кровожадный монстр, встречи с которым лучше избежать? Он мешает жить человеку, выжидает твои ошибки, чтобы наказать по крупному за каждую из них?

Или всё наоборот, и Он долготерпеливый и многомилостивый? И если так, то насколько близок может быть человек к Богу? Как встретиться с Ним? Как узнать Его при встрече?…

В одной притче благоразумный купец отдал все свои сокровища за драгоценную жемчужину, в другой—за поле с кладом? Как отличить поддельную жемчужину от настоящей, как и где найти заветный клад…

Или пойти на курсы с лозунгом—«В Царство Небесное—за 2 недели».

Гнаться ли за дешёвкой или отдать всё, что есть?

Помните, «твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдал ей все свои дни»,—говорил Лис Маленькому Принцу?

Покупать ли у наших продавцов или у фирмачей? А какая фирма лучше? Выбрать старую надёжную марку или что-то новенькое? А что сегодня модно? Будет ли это модно завтра, а послезавтра, а послепослезавтра…

…Или есть вневременные ценности?

Разные религии имеют сходные стороны: у них есть священники, тексты, алтари, братства, праздники; они проповедуют отречение от «тщеты мира», милосердие и самоограничение, осуждение насилия и излишеств, половую дисциплину…

Есть и исключения. Выбирать—тебе.

Способ учения похож, но разница только в том, чему они учат. Между богословскими системами религий есть радикальные различия. Даже если о них молчать, они от этого не исчезнут. Эти различия надо замечать, сопоставлять и оценивать, чтобы иметь возможность сказать: «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1:12), потому что вера узнает и опознает свой предмет, а в сердце каждого человека есть хоть какой-нибудь символ веры.

Как минимум—«Верую в закон всемирного тяготения (потому что много раз проверял—он всегда работает)».

Твой символ веры может быть уникальным.

Например: «Верую в Абстрактное и Непостижимое, Беспредельное и Непознаваемое…». И тогда встреча с Богом может никогда не состояться. Или на встречу может придти не тот, кого ждали. Ведь «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы—сердца людей».

Хотя ты можешь принять уже существующий символ веры.

Надеюсь, ты его знаешь.

Он не меняется в течение уже более чем полутора тысяч лет, что свидетельствует о его уникальном качестве. Он не меняется, но меняются сердца людей, принявших его, менялись их жизни.

Если ты захочешь, он может изменить и твою жизнь. Если ты определишься, нужен ли тебе Спаситель? Чувствуешь ли ты опасность, от которой тебе нужно спасаться?..

—Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь,—сказал Лис.

—Но доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно… Как? Чем?—Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того, как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдёте до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано. Это точно.

С тобой Христос. Сохрани Его, и Он сохранит тебя.

А так говорил старец из «Братьев Карамазовых».

  Орлов Сергей,
студент II курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.