«…не спрашивай, по ком звонит колокол…»

1 (1)Эпиграфом к своему роману «По ком звонит колокол» Хемингуэй выбрал слова английского поэта, современника Шекспира, Джона Донна. « …Смерть каждого человека умаляет и меня, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе»,—звучащую в этих словах мысль о неразрывной связи каждого человека со всем человечеством можно назвать основной в творчестве одного из самых загадочных и талантливых поэтов эпохи Возрождения. Судьба Джона Донна—удивительный пример обращения к Богу, ценностям христианства, после долгих лет легкомысленности, образа жизни, далекого от духовных исканий. Родившийся в 1752 году в семье лондонского торговца, будущий поэт получает прекрасное образование в Оксфорде и Кембридже, ведя одновременно жизнь студента—повесы, искателя любви и приключений. Воспоминания современников рисуют образ завсегдатая театров, любителя женского общества и автора талантливых стихотворений, быстро завоевавших популярность. Затем—начало многообещающей карьеры, но вдруг—резкий поворот судьбы: роковая страсть к племяннице патрона и тайный брак, повлекший за собой тюремное заключение. После—жизнь отщепенца, лишенного поддержки, вынужденного скитаться и жить в провинции. Из тюрьмы Донн вышел новым человеком. Поэт—любовник превратился в философа, набожного и смиренного. На протяжении десяти лет поэт пишет преимущественно стихи на религиозные темы. В 1611 и 1612 годах появляются поэмы «Анатомия мира» и «Вторая годовщина». В 1615 г., после мучительных раздумий Джон Донн принимает священный сан. В 1617 г. умирает его жена, и поэт окончательно посвящает себя религии. К этому периоду относятся его «Благочестивые сонеты». Донн приобретает славу проповедника. В 1621 году король Иаков І назначает его настоятелем собора Св. Павла в Лондоне. Через десять лет, 31 марта 1631 года, после тяжелой болезни Джон Донн умирает.

Стихи поэта не издавались при его жизни, хотя пользовались известностью. Первое издание их появилось в 1633 г. К поэту посмертно приходит слава. До конца XVII в. его произведения оказывают влияние на творчество английских поэтов той эпохи. В XVIII столетии на место славы приходит полное забвение. Только в начале XX в. вновь возникает интерес к личности Джона Донна, достигший апогея в 30—х годах. Сейчас Донн—один из самых читаемых поэтов в Европе. Он признан классиком, а его лирику ставят в один ряд со стихами Шекспира.

1 (1)В чем же секрет Джона Донна? Метафизичность его поэзии—термин не точный и условный. Традиционные для такого рода стихов вычурные образы, метафоры и гиперболы—т. н. «кончетти», в отличие от других современников Донна, для которых они были попыткой блеснуть оригинальностью, в его стихах стали возможностью выразить глубокую мысль, приводя к неожиданным поэтическим открытиям. Донн бросает решительный вызов традиционной для того времени пасторальльности, неестественной изящности стиха, сложившейся под влиянием сонетов Петрарки. Его сонеты—настоящий гимн любви, но в отличие от петраркистов, бесконечно варьирующих тему «идеальной любви», оставляя в стороне внутренний мир человека, Донн пишет о женщине и мужчине, как о реальных людях, а не об идеальных существах. Эта особенность, присущая ранним произведениям поэта, определила и его поздние, религиозные стихи. Автор восхищается человеком, но памятует о его смертности, греховности, ответственности перед Богом за свои поступки. Поэзия Джона Донна близка к лучшим образцам античности, она вбирает в себя то наиболее глубокое восприятие мира и человека, которое породила человеческая мысль. Одновременно в стихах поэта виден конфликт с современностью, столкновение старой средневековой метафизики с новым взглядом на вселенную, появившимся после открытий Коперника. «Все в новой философии—сомненье!»- восклицает поэт. Позицию Донна характеризует ирония и релятивизм, но вместе с тем он приходит к религии, к признанию того, что разум не может обойтись без веры. Такова эволюция творчества поэта—от гуманизма Возрождения к трагизму барокко.

 Виктор Попов,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.