Обращение Савла

1 (1)Необычайно было призвание Павла. В отличие от других Апостолов, которых Господь призвал во время земной жизни, Павла Он избирает, явившись ему как Бог. Так же необычна и удивительна была и вся жизнь апостола, поставленного Господом «в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1 Тим. 1, 16). В личности апостола в разные периоды его жизни мы можем видеть как ярый религиозный фанатизм, фарисейские суеверия, так и истинную, живую, осмысленную веру.

Родившись в еврейской семье, происходившей из колена Вениаминова, Павел, а тогда еще Савл, с младенчества был воспитан в духе отеческих традиций и преданий. Видимо, «семейство принадлежало к строго верующей партии фарисеев» , потому что он сам себя называет фарисеем. Еще юношей родители отправили сына в Иерусалим для получения образования, где Савл попадает в школу раввина Гамалиила, знаменитого в Израиле законоучителя.

«Из училища Гамалиила Савл вышел тем, кем надлежало выйти ученику фарисея—горячим ревнителем отеческих преданий». Строгое, до безумия скрупулезное соблюдение буквы закона, определило и отношение Савла к Галилеянинину, Который проповедовал тогда в Израиле.

Савл стал в оппозицию. На его взгляд христианство стремится ниспровергнуть иудейство, так горячо любимое им. Он начинает терзать Церковь; «входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 3). Он проникает в самые тайные собрания христиан. Автор Деяний сравнивает его с диким «плотоядным зверем, задыхающимся от фанатичной ненависти». Не насыщаясь гонениями в Иерусалиме, Савл решает преследовать христиан и в других городах. Он испрашивает у первосвященника полномочие на арест последователей Христовых далеко за пределами Израиля. Первосвященник, будучи сам заинтересован в искоренении христианства, охотно дает Савлу письма к Дамасским синагогам.

И вот, он на пути к Дамаску. Дорога предстояла неблизкая и должна была занять около восьми дней. Свита, сопровождавшая Савла, «обходилась с ним со всевозможным почтением, приличным фарисею и раввину».

1 (1)«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба» (Деян. 9, 3). Видение было настолько неожиданное и сильное, что Савл упал на землю. Представляя себя в преследовании христиан подражателем Финееса и Илии, он, наверное, сразу принял это явление за Божественное. Но вместо ожидаемого благословения и одобрения за свою ревность он слышит с неба голос, жалующийся на преследование! « Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4). Сам Иисус Христос в сиянии славы Своей явился ему не карающим Судьей, каким представлял себе Бога Савл, считая себя исполнителем Его воли, но кротким и любящим, как бы укоряя своего преследователя: «За какую обиду от Меня, малую или большую, ты гонишь Меня?»

Величайший момент земного бытия—встреча человека с Богом! Гонитель христианства превращается в проповедника и ревностного его защитника.

«Кто Ты Господи?»—в трепете и ужасе спрашивает Савл. «Ты не людей Моих гонишь, но Меня Самого»—отвечает Господь. Он прямо показывает Савлу, что убивая христиан, он борется против Бога.

«Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 5). Здесь употреблена поговорка, заимствованная из пастушеского обихода. Рожон—длинная палка с железным острием, которой пастухи степных быков подстрекали скот. При этом «всякая неуступчивость животного причиняла лишь большую рану, и пятиться назад или не повиноваться было действительно трудно без вреда себе». Упорство Савла было подобно такому опасному движению.

Не было уже места сомнению в Божественности лица Иисусова, было только ожидание мести за поругание Имени Его и за мучение Его рабов. Но Гонимый явился не для того, чтобы наказать гонителя, но чтобы сделать его Своим апостолом. Осознавая свою вину, Савл раскаивается.

«Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9,6). Наступил самый важный момент в жизни Савла, «о котором он будет всегда говорить, как о непосредственном его призвании не людьми, но Самим Христом».

Вся дальнейшая жизнь Савла была подвигом полного послушания своему Господу, где не было места сомнению, не было места совету со своим разумом или с кем-либо из людей, себе подобных, только самоотвержение и возвышенное служение Явившемуся и Его Евангелию!

  Игнатушко Андрей,
студент IV курса МинДС.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.