Спасенные иконы

Интервью со старшим научным сотрудником музея «Спасенные ценности» Валентиной Николаевой.

1 (1)—Валентина Николаевна, насколько нам известно, музей «Спасенные ценности» во многом уникален и аналогов в Республике Беларусь не имеет. Как он был создан?

—Действительно, аналогов музею нет не только в нашей республике, но и за рубежом. По крайней мере, мы не слышали о чемто подобном. Музей посещаемый. По праву его можно назвать одним из интереснейших мест в городе Бресте. Основание музея относится к 1989 году. Поскольку Брест—город пограничный, на протяжении многих лет брестский областной краеведческий музей получал новые экспонаты от пограничной таможенной службы. Это были произведения искусства, которые пытались вывезти за границу. Таких ценностей накопилось в фондах музея очень много, были сделаны выставки, оказавшиеся успешными, и это дало начало будущему музею. Он разместился в красивом особняке в центре города, специально отреставрированном. Первоначально в музее было 10 залов и экспонировалось около 300 предметов. Сегодня это количество возросло. Конечно, площади музейной экспозиции не позволяют разместить все экспонаты, но мы постоянно дополняем и обновляем их. В целом же музей содержит несколько коллекций: русской иконописи, декоративно—прикладного искусства, живописи (портретной и пейзажной) и небольшую коллекцию мебели.

—Признаться честно, одной из причин, побудивших нас посетить ваш музей, было желание познакомиться с собранными здесь иконами. Это первое, что поражает в музее. Как была собрана эта коллекция?

1 (1)—Слово «собрана» не совсем точно подходит к ее истории. В принципе, весь музей формировался совершенно стихийно из тех предметов, которые передали таможенники. Это касается, в первую очередь, коллекции иконописи. Уникальность ее бесспорна. Она привлекает внимание исследователей. У нас побывали специалисты из Русского музея, с нами постоянно сотрудничают коллеги из Минска.

—Какие из ваших икон представляют наибольшую ценность?

—Нужно отметить, что самые ранние иконы в коллекции относятся к XVI веку. Конечно, сохранились памятники более раннего периода. Их в музее нет, но даже то, что мы располагаем иконами XVI столетия—редкость. Таких икон сегодня сохранилось очень мало, каждая из них—не только духовная святыня, но и произведение искусства, имеющее огромную материальную ценность, на всех аукционах эти иконы стоят непомерно дорого. К числу икон, датируемых XVI веком, наших знаменитых икон, которыми мы гордимся, относятся образа Богоматери Владимирской, Спаса в Силах и Николая Угодника. Ряд икон, представленных в экспозиции, датируется XVII веком. Здесь можно выделить иконы с изображениями сюжетов православных праздников, интересен образ Троицы Ветхозаветной. Основная же часть наших икон относится к XIX веку. Многие иконы, попадающие к нам, не имеют большой материальной или музейной ценности, поэтому мы имеем специальную договоренность с руководством Брестской епархии, по которой передаем часть икон в храмы.

—Скажите, были случаи, когда у икон находились «хозяева»? Возможно, в вашем музее обнаруживались иконы, украденные в каких либо храмах и задержанные в Бресте при попытке вывоза за границу?

—Такие случаи были. Не могу сказать, что к нам обращались конкретные лица или приходы, но дважды в фондах музея обнаруживались иконы, украденные в храмах Смоленской и Ярославской епархий. Оба раза следы приводили в Брест, и оба раза мы передавали достаточно большое количество икон российским спецслужбам, расследовавшим эти кражи. Возможно, на образах были какие-то отметки, хотя, как известно, иконы не подписываются. Помню, что было передано несколько сотен икон. Но такие случаи редки. Чаще, как я уже говорила, иконы передаются просто так, без всякой просьбы, в распоряжение руководства брестской епархии. Иногда мы передаем иконы по прямой просьбе священников, строящих храмы и не имеющих достаточного количества икон для церкви.

—Как давно существует договоренность с Брестской епархией о передаче икон?

-Около пяти лет. Но еще десять лет назад мы передавали иконы, если к нам обращались с такой просьбой.

—Эта передача оформляется юридически?

—Конечно. Существует специальная комиссия, оценивающая иконы, в состав которой входят лучшие специалисты в республике. Возглавляет эту комиссию Надежда Федоровна Высоцкая, доктор наук, ведущий специалист по проблемам иконописи в Беларуси. Комиссия определяет ценность иконы, ее стоимость и именно с разрешения комиссии происходит передача икон в храмы.

—Экспозиции икон есть во многих музеях. Но все-таки, осматривая такие экспозиции, всегда приходишь к выводу, что место иконы не в музее , а в храме, ведь икона—не просто картина, а святыня, составляющая единое целое с храмом. Очень часто икона обедняется, отталкивается на второй план тем, что в музее представлена только как произведение искусства, но не как духовная святыня. Это видят не только посетители, но и сотрудники музеев. В Третьяковской галерее, например, создан зал-часовня, где находится собрание икон. Сталкивались ли вы с такой проблемой?

—Я абсолютно согласна с Вами. Разумеется, мы сталкиваемся с такой проблемой. Очень часто большую роль играет недостаток хороших помещений. Мы были бы только рады представить икону в часовне, но пока не имеем такой возможности. Тем не менее, сотрудники нашего музея в экскурсиях обязательно подчеркивают значимость иконы, как духовной святыни, пытаются настроить посетителя на правильное восприятие иконы.

—Насколько полно представлены в вашем музее поступающие к вам иконы? Удается ли показать коллекцию в полном объеме?

—В постоянной экспозиции не удается. Икон слишком много, приходится выбирать самые-самые, а это очень трудно. И конечно когда стараешься в экскурсии подчеркнуть значимость иконы не только как произведения искусства (хотя в художественном музее этот аспект занимает первое место), но как духовной святыни. Желание показать коллекцию в возможно полном виде у нас есть. Поэтому нашими сотрудниками были созданы несколько выставок. Их задача—расширить круг икон, представленных в музее, узкими отдельными темами. Это выставки, посвященные святым Русской Православной Церкви, календарным мотивам в иконописи, иконографии Богоматери.

—На какого посетителя прежде всего рассчитаны эти выставки?

—На самого разного. Мы не старались сделать икону понятной только какому-то узкому кругу специалистов. Наша задача—еще раз подчеркнуть духовность иконы, причем мы ни в какой мере не хотели бы идти вразрез с духовными началами, которые она раскрывает как религиозный атрибут. Скорее, мы объединим в единое целое два взгляда на икону, чтобы наша работа не противоречила тем духовным истинам, которые проповедует Церковь. Так что, надеюсь, наши выставки будут интересны широкой аудитории, прежде всего молодежи.

—Современные музеи, экскурсионная работа играют большую роль в воспитании детей. А если в музее представлены ценности духовные, напрашивается мысль о сотрудничестве с духовными учебными заведениями—воскресными школами, катехизаторскими центрами приходов Брестской епархии. Проводится ли такая работа на базе музея?

—Хотя нас посещают очень разные группы, в том числе, конечно, и дети, постигающие азы духовности, специальной договоренности о такой работе нет. Мы были бы только рады возможности подобного сотрудничества. Наша экскурсия достаточно полно раскрывает иконографию каждого образа, предания, связанные с ним, жития святых. Все это было бы интересно учащимся воскресных школ, тем, кому прежде всего необходимо знакомство с иконой. Музей нуждается в таких посетителях.

—И последний вопрос. Ваши планы, перспективы, пожелания?

—Продолжить работу по сбору и сохранению коллекции, возвращению икон в храмы. В планах музея—создание еще нескольких выставок иконописи современных художников-иконописцев. И конечно же—принять новых посетителей, тех, кому небезразличны вопросы духовности и культуры в современном мир.

 С экспозицией музея знакомился
Попов Виктор,
Студент III куса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.