Сумерки веры…, или рождение суеверий

1 (1)Порой кажется, что человеческая природа—это кривое зеркало, способное исказить все, с чем соприкасается. Или это бездна, в которой тонут все ценности и идеалы и выходят оттуда искаженными до неузнаваемости. Впрочем, с последним предположением мы явно поспешили. Часто подмена совершается незаметно. Так, как это происходит в «Трех разговорах» Вл. Соловьева (точнее, заключительной их части—«Повести об антихристе»). Или поэме «Двенадцать» Блока. Вроде бы Христос появляется в заключительных ее строчках. Но вот только вместо тернового венца у Него—белый венчик из роз, да и в имени одной буквочки не хватает. И этого оказалось достаточно, чтобы проницательный Флоренский написал о роковой двусмысленности этого блоковского образа.

Мир полон подмен. Не защищена от них и вера. Ее не только можно потерять. Она может потонуть в бесконечных мелочах, лишенных религиозного смысла и содержания—раствориться в суевериях. Ничего не имея общего с верой, они стремятся занять ее место, выдать себя за ее подлинные проявления. И самое неприятное, что для нас, церковных людей, эта тема остается актуальной. Мы можем обвинять атеистов в том, что их вера в случай, сотворивший наш мир, является классическим примером суеверия. Можем писать статьи, опровергающие многочисленные «общечеловеческие» предрассудки вроде боязни черных кошек, пустых ведер и астрологических несовместимостей. Но вот о. Андрей Кураев пишет книгу «Оккультизм в Православии», в которой с горечью отмечает, что именно в церковной среде распространены самые темные суеверия. Наверное, каждый прихожанин слышал, что во время зевка рот нужно крестить, поскольку, если этого не сделать, туда может залететь бес. Один умник, правда, заметил на это, что если он уже там, то ему трудно будет выбраться обратно, когда рот постоянно крестят. Или еще один похожий пример. Некоторые всерьез утверждают, что после причастия нельзя пить воду, поскольку в нее прячутся бесы и таким образом избегают опаляющего действия Христовых Тайн. Неужели религиозное чувство верящих в подобные вещи не подсказывает им, насколько это близко к кощунству. И поверьте, примеры, приведенные здесь, отнюдь не самые вопиющие.

Не подумайте, что я хочу в очередной раз уколоть наших бабушек. Нет. Образованные люди, даже богословы, имеют свои, более утонченные, предрассудки, от которых им не менее сложно освободиться. Все дело в том, на что направлена вера. Есть, например, в церковном календаре особый день – память усекновения главы Иоанна Предтечи. Когда он наступает, стараются не резать и не кусать ничего, имеющего круглую форму. Несомненно, в этом есть определенный смысл. Данная традиция напоминает нам о трагических событиях, связанных с этим днем. Но находить здесь некий мистический смысл – значит просто забывать о том, зачем и почему умер последний из ветхозаветных пророков.

Для нас важно определить природу разнообразных суеверий, выявить их общее основание. Думается, недостаточно указать на отсутствие религиозного образования. Рациональное знание—это слабое основание для подлинной веры. У этой проблемы есть еще и мистическая сторона. Чтобы видеть мир таким, каким он есть, недостаточно иметь хорошее зрение—в сумерках оно не поможет. Свет—вот первейшее условие любого акта познания. И здесь мы говорим не только о материальном свете. В духовном мире также может быть темно, его тоже можно воспринимать в искаженном виде. Настоящая вера—это тот свет, который освящает наш духовный путь, дает нам способность видеть то, что недоступно человеческим глазам. Иногда этот свет просто ослабевает. И это всегда случается по нашей вине. Мир становится серым, безблагодатным. Наступают сумерки… Вот в этой-то темноте и рождаются суеверия. Они вползают в жизнь человека, втягивают его в свой круг, и мы настолько привыкаем к ним, что просто перестаем их замечать.

Эта статья не претендует на то, чтобы объяснить, как бороться с суевериями. Пожалуй, они неискоренимы. Но каждый верующий может и должен стараться ослабить их влияние на свою жизнь. Нам необходима большая религиозная серьезность, память о том, что веру легко потерять или подменить тем, что лишь выдает себя за нее. Есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1, 9). И Он не может не защитить своих детей от всех искушений этого мира. Вот только нам самим надо быть более искренними в своей надежде на Его помощь. И всегда помнить слова апостола Иакова: «…Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак 1, 13, 14)

 Студент III курса МинДС,
Васько Игорь

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.