Святой преподобномученик Маврикий (Полетаев) (1880-1937)

1 (1)Третий выпуск рубрики «Скрипторий» не совсем обычный. Предыдущие наши материалы носили характер сторонней оценки описываемых событий. На этот раз слово имеет человек, попытавшийся взглянуть на историю изнутри—из своей семьи, того, что близко с детства, и казалось бы, хорошо знакомо. Мы рады представить читателям нашего коллегу, выпускника исторического факультета Минского педагогического университета, прекрасного человека и верного друга Игоря Васько—праправнука святого Русской Православной Церкви и, хочется надеяться, доброго пастыря в будущем. Редакция «Ступеней» выражает благодарность Игорю за предоставленные материалы семейного архива и желает быть достойным памяти предка. Святый преподобномучениче Маврикие, моли Бога о нас!

Еще в школе я узнал, что многие мои предки по линии бабушки были священниками: прадед умер протоиереем, его отец—архимандритом. Это было начало 90-х, таким происхождением уже не стыдились, но кто в 12-13 лет серьезно интересовался своей родословной? Мне было почти все равно. Узнал, подивился…и забыл. Потом я начал ходить в Церковь, и просто стало радостно сознавать, что вот, были в нашем роду такие люди. И только совсем недавно, уже будучи семинаристом, я узнал, что на последнем Архиерейском соборе Русской Православной Церкви к лику новомучеников и исповедников российских был причислен архимандрит Маврикий (Полетаев)—мой прапрадед.

Странно это—вдруг узнать, что твой предок прославлен как святой. Ведь жил он не так давно. Еще живы те, кто видел его. Они разговаривали с ним вот так, как мы говорим с ними. С другой стороны, он знал Иоанна Кронштадского, учился и служил с теми людьми, чьи имена стали частью нашей истории. Думая об этом, понимаешь, что столетие—это совсем немного.

1 (1)Родился архимандрит Маврикий в 1880 г. в Кронштадте. При крещении получил имя Михаила. Местом его учебы были Санкт-Петербургские Духовные школы. Нельзя утверждать с совершенной уверенностью, но, по-видимому, он окончил Духовную Академию города Святого Петра. После завершения учебы Михаил принимает сан священника и выбирает местом своего служения далекий Туркестан. Согласно семейному преданию, это решение было принято не без влияния Святого Праведного Иоанна Кронштадского, который благословил о. Михаила на службу в Средней Азии. Он был лично знаком с всероссийским пастырем не только потому, что жил в Кронштадте. Матушкой молодого иерея стала племянница жены о. Иоанна, который, конечно же, не мог остаться безучастным к их судьбе.

Они уезжают в древний город Мерв, где о. Михаила назначают настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь эта была построена в самом начале прошлого века руками русских солдат, которые несли службу на территории Туркестана. Ее настоятель являлся военным священником, ему приходилось окормлять многочисленный гарнизон российской армии, находящийся в Мерве.

После революции жизненный путь о. Михаила не был отмечен чем-то особенным, в том смысле, что он повторил судьбу всего нашего духовенства. Его неоднократно арестовывали, запрещали исполнять свой пастырский долг. Не желая, чтобы семья разделила с ним чашу страданий, он оставляет жену и сына, пешком уходит в Россию. В Троице-Сергиевой Лавре священник Михаил принял постриг с именем Маврикий и через некоторое время становится архимандритом. Несколько позже его перевели на приход Юрьев-Польский Владимирской епархии.

В 1937 г. архимандрит Маврикий был арестован и расстрелян после обвала на шахте, где он работал. Тогда же был арестован и его сын, в то время еще дьякон. Господь хранил его в лагерях, хранил и на фронте, куда отец Владимир Полетаев попал после освобождения. Вернувшись в свой родной город, он стал настоятелем храма, в котором когда-то служил его отец. Умер он 11 октября 1975 г.

Одна из дочерей о. Владимира познакомилась с белорусским солдатом, служившим в Туркмении. Полюбили друг друга, поженились и уехали в далекую и неизвестную Белоруссию, где идет настоящий снег, а сугробы тогда бывали выше головы. Теперь Мирошникова Анна Владимировна—староста церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Плиса Смолевичского благочиния Минской епархии. А ее внук—ваш покорный слуга—учится в Минской Духовной Семинарии.

 Игорь Васько,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.