«Благодаря христианству, мы сохранились как нация»

1 (1)В связи с празднуемым юбилеем нам и нашим читателям не безинтересно познакомиться с официальным представителем армянского народа в Белоруссии — Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Армения в нашей стране Суреном Гургеновичем Арутюняном . 16 октября у него в гостях побывали попечитель нашего журнала иерей Александр Болонников и представитель нашей редакции студент 1-го курса МинДС Мовсесян Армен.

— Господин посол, от лица студентов Минской Духовной Академии и Семинарии мы рады поздравить Вас лично и в Вашем лице весь армянский народ со знаменательной датой принятия Арменией христианства. Большой честью для нас является возможность услышать от Вас, о празднуемых сегодня событиях. Поэтому наш первый вопрос мы хотели бы задать о том, какое значение празднуемый юбилей имеет лично для Вас?

—Трудно вычленить личное, когда речь идет о такой эпохальной, судьбоносной дате, каковой является 1700-летие провозглашения христианства государственной религией Армении. Свое «я» как бы растворяется в событии, выходящем за национальные рамки. Если говорить о себе лично, то я испытываю чувство естественной гордости за свой народ, за то, что, несмотря на неимоверно сложную историческую судьбу, он сохранил верность своей религии. Сам по себе факт существования этого христианского государства, этого народа в таком сложном геополитическом регионе, то есть в окружении мусульманских народов, являет собой уникальный исторический опыт. Армения, как государство, обязана своей Церкви, прежде всего, тем, что сохранились нация и народ со своими традициями и культурой. Народ сохранял себя благодаря тому, что были очаги, которые пытались сохранить язык, культуру, просвещение. И такими очагами были наши монастыри. Благодаря христианству мы выжили в веках и тысячелетиях и сегодня имеем своё лицо, свою территорию, своё достойное место в цивилизованном мире. Поэтому, когда вы спрашиваете о личном, я не могу не переходить на столь глобальные темы. Это личное, которое переходит в общенациональное и общечеловеческое.

—Юбилей Армянской Церкви — событие глобальное. В связи с этим хотелось бы узнать, был ли как-то отмечен этот Юбилей в Беларуси?

—Действительно, отмечая эту дату, мы находили поддержку со стороны общественности, властей, президента Республики Беларусь. Празднование этой даты разделяли с нами белорусы.

В рамках празднования вышел один из номеров журнала «Вопросы литературы», посвященный армянской поэзии и прозе. Моих соотечественников, армян, проживающих здесь в Беларуси, сейчас десятки тысяч. Причем, Вы знаете, многие дети, выросшие здесь, не знают своего родного языка и могут приблизиться к культуре своего народа, к его традициям благодаря подобного рода изданиям.

— Господин посол, какое внимание юбилею Церкви придало Армянское государство?

— Я затрудняюсь разделить светские и церковные элементы в праздновании этой даты. Здесь мы выступаем единым фронтом. Светская власть у нас слилась с церковью в проведении этих мероприятий. Главными лицами на этих мероприятиях были Католикос всех армян Гарегин II и президент Республики Армения Роберт Кочарян.

Официальные мероприятия проводились в сентябре месяце. В Республику Армению нанес визит президент Российской Федерации В. В. Путин. Чтобы разделить это празднование с нашим народом к нам прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексей II. Прибыл к нам и Папа Римский Иоанн Павел II. Приехали главы родственных христианских Церквей. Так что сам факт прибытия таких уважаемых гостей со всех концов мира, свидетельствует о том, что это вселенский праздник. Впрочем, само празднование длится весь 2001 год. Поэтому, я думаю, в Белоруси также состоятся какие-то мероприятия, на которые будут приглашены и представители Ваших Духовных Школ.

— Сегодня все чаще приходится слышать о том, что мы живем в мире постхристианских ценностей. Как Вы думаете, означает ли это, что христианство не справилось со своей исторической миссией? Каким Вам видится значение празднуемого юбилея в связи с подобными мнениями?

—Это, прежде всего, противоречит всем очевидным фактам истории человечества. Я буду отталкиваться, прежде всего, от опыта наших стран. В них, на мой взгляд, мы видим своего рода христианский Ренессанс. Вы посмотрите, что происходит на просторах нашей страны: создаются храмы, народ идет в них бесконечным потоком, чтобы помолиться, исповедать какие-то свои грехи, обратиться с мольбой к Всевышнему. И рассуждать о том, что наступил какой-то кризис христианской Церкви—это, я думаю, голословно и несерьезно. Это не выдерживает никакой критики.

—По крайней мере, для наших стран.

—Нет, не думаю, что здесь уместны такие ограничения.

—Каким образом регулируются взаимоотношения Церкви и государства законодательством Армении? Нужна ли, на Ваш взгляд, государству «государственная религия»? Каковы могли бы быть ее функции? Насколько и каким образом Армянская Церковь участвует в жизни современного Армянского государства?

—У нас влияние Церкви таково, что нет нужды провозглашать христианство государственной религией. Деятельность государственных органов и Армянской Апостольской Церкви сегодня сочетается настолько гибко и гармонично, что такой вопрос в Армении не существует. Никто об этом просто не задумывается. Государство высоко ценит деятельность Церкви, побуждающей человека к добру, миру, и взаимопониманию. Роль Армянской Апостольской Церкви надо еще оценивать в связи с тем, что наш народ сегодня разбросан по всему миру. Большая часть народа проживает вне пределов нашей родины. Вот здесь трудно переоценить роль Армянской Церкви, объединяющей всех армян независимо от того, где они проживают.

—Насколько армянское государство участвует в возобновлении жизни Церкви после десятилетий советской власти?

—Если говорить о советских временах, я должен сказать, что и тогда у нас не было особенно сильного давления на Церковь. И тогда к ней относились очень уважительно. Мы разъясняли причины такого отношения, отмечая особую роль Армянской Церкви в истории Армении.

Когда я был еще совсем мальчишкой, скончался Католикос всех Армян Геворг VI. Это событие было отмечено всенародной скорбью. Были даже соответствующие трансляции по радио (телевидения тогда еще не было).

Конечно, сейчас, в условиях независимости, для Церкви созданы более благодатные условия. Но, тем не менее,несправедливо было бы говорить, что в советское время власти притесняли Армянскую Церковь.

Я, будучи руководителем Армении, первым секретарем республиканского ЦК компартии, счел своим долгом нанести Католикосу Вазгену I визит. По-моему, это был первый случай, когда первый секретарь ЦК КПА поехал с визитом к патриарху всех армян. Вот такой конкретный пример.

—Существует ли государственная поддержка богословской школе и если да, то каким образом: стипендия, заработная плата преподавателям, организация и финансирование конференций?

—Наша Церковь достаточно крепко сама стоит на ногах. Поэтому государственного финансирования, субсидирования, кредитов нет. Даже наоборот. В определенных отношениях Церковь оказывает поддержку государству, получая помощь со стороны зарубежных диаспор, опираясь на свою собственную деятельность, пожертвования прихожан. Там же, где бывает нужно какое-либо содействие, государство его, безусловно, оказывает.

—После распада СССР в бывшие советские Республики хлынуло множество сект, часто деструктивного характера. Существует ли такая проблема в Армении? Если да, то как государство помогает Церкви противостоять их натиску?

—Я отвечу на этот вопрос коротко. У нас настолько высок авторитет Армянской Апостольской Церкви, что проблем с сектами у нас сегодня нет.

—Какова роль Армянской Церкви в консолидации культурных связей армянских диаспор различных стран мира?

—Трудно преувеличить ее роль, потому что она действительно огромна, особенно в деле консолидации культурных связей. Армянская Церковь выступает своего рода гарантом того, что у армян всего мира есть историческая Родина. За рубежом она создает учебные заведения, издает газеты, что в совокупности влияет на формирование национального самосознания, воспитание в национальных традициях.

—Какой Вам видится (хотелось бы видеть) роль Церкви в культурном общении наших республик?

—Церковь здесь может играть самую активную, самую благородную роль. Вы, как раз выпустили CD с церковными песнопениями, исполненными Вашими духовными школами. Недавно состоялся фестиваль православного церковного пения, которое невозможно равнодушно слушать. Оно влияет на все чувства, эмоции.

Мы со своей стороны тоже предпринимаем инициативы. Недавно я запросил из Армении партитуру великого армянского композитора Комитаса. Он, кстати, был архимандритом. И здесь, в Белоруссии, гомельский хор, исполнил написанные им песнопения. Концерт прошел прекрасно, зал был переполнен. Впервые на Белорусской земле исполнялся Комитас, и исполнители были белорусами.

Кроме того, мы организовали выставку художников, посвященную 1700-летию принятия христианства Арменией. Причем художники были из числа проживающих здесь, в Белоруссии, армян. Мы собрали работы из частных коллекций.

Думаю, надо довести до реализации идею установления контактов Ваших Духовных Школ с Семинарией Святого Эчмиадзина. С этим предложением мы можем обратиться даже непосредственно к Католикосу. Я лично знаком с Его Святейшеством и возьмусь ходатайствовать о возможной встрече.

— Мы благодарны Вам, Сурен Гургенович, за беседу. Ваши слова вселяют надежду на то, что наше знакомство не завершится этой беседой, и что у нас есть перспективы более тесных отношений, которые могут увенчаться и конкретными делами.

  С послом Республики Армения в РБ
беседовали секретарь Ученого Совета
МинДА иерей Александр Болонников и
студент I курса Мовсесян Армен

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.