Масскультурная матрица

1 (1)Малое количество народа в храмах за исключением, правда, Пасхи, когда народ приходит освятить куличи и яйца, и Богоявления, когда приходят за крещенской водой, свидетельствует о том, что посещение храма сегодня воспринимается скорее как тяжкая и излишняя повинность, а не привилегия для верующих. Мысли о том, что посещение храма не жизненно необходимо, подкрепляются и тем, что система образования, которая потенциально должна давать самые необходимые для жизни учащихся знания, навязывает им своим отношением к христианству как к побочному продукту мировой культуры, соответствующее нейтральное или негативное по отношению к христианству же, мировоззрение. Подтверждением и ярким примером этого может служить современная восточнославянская массовая культура, которая становится всё более чужда христианству, и если и использует православные символы, то на уровне рекламы государственности, дореволюционности, российской или общеславянской аутентичности.

И тогда православные храмы и иконы соседствуют с кокошниками и медведями, водкой и блинами с икрой, как красивые декорации, не неся того духовного смысла, которым они обладают.

На вручении, например, ТЭФИ, главной российской теленаграды, ни разу не были упомянуты ни передачи о Православной Церкви, ни религиозная тематика вообще.

Рассматривая эту ситуацию, можно сделать вывод, что всеобщая макдональдизация, то есть стремление к всемирной унификации потребностей человека посредством исключения духовной их составляющей, пытается всё глубже проникнуть в архетип нашего восточнославянского сознания, принося с собой, наряду с быстрым обслуживанием и чистотой в залах и туалетах, как ограниченный ассортимент (несколько видов бутербродов с котлетами, картошка, пирожок, мороженое, кофе и чай. Кажется, я ничего не забыл?) так и странную символику в виде фирменного клоуна (присутствие в залах McDonalds этого пластикового урода также может натолкнуть на мысли о некой подмене ценностей).

Да, рекламируемый сегодня здоровый образ жизни, пытаясь ограничить потребности человека только физиологическим благополучием: качественной пищей, одеждой, отсутствием кариеса, безопасным сексом и многими другими потребностями, практически не включает в себя такой составляющей как духовное здоровье.

Чем приравнивает, кстати, человека к животному.

Христианство же заботится в первую очередь о духовном здоровье, утверждая, что человека нельзя ограничить только жевательными рефлексами, что средства для очистки своей души важнее, чем чистящий порошок для сантехники, что спасение души от погибели важнее, чем спасение зубов от кариеса.

Да, за историю человечества кардинально изменились стиральные порошки, информационные технологии, средства передвижения, каждый день появляются новые товары, превосходящие по своим параметрам предыдущие…

В недалёком будущем можно ожидать появления новых: мультифруктовых, сверхмятных, архиотбеливающих, квазиосвежающих.

Но есть Тот, кого невозможно сравнить с товаром, Тот, кто Неизменен (то есть не теряет Своего качества)…

Человек часто гонится за уникальными лекарствами, основанными на редком и труднодоступном природном сырье (раньше это были толчёные зубы драконов и молодильные яблоки, теперь—плавники акулы, растения из Тибета или космическая пыль), не замечая того Врача, перед лекарствами которого теряется всякая уникальность других, Врача душ и телес, который Сам стремится навстречу больным.

Нужно только признать свои немощи и позволить лечить себя. Подготовиться же к встрече с Ним, исповедаться, по-настоящему встретиться с Ним, приобщиться Его Тела и Крови можно только в храме.

Даже в Интернете это невозможно, не может быть виртуального Причастия.

И это—главное отличие истинной действительности от навязываемой нам современной масскультурой матрицы.

 Орлов Сергей,
студент II курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.