О хорошем и плохом

О хорошем и плохом,
Перспективном и глухом
И куда нам дальше течь
Молодежь держала речь.

1 (1)В ходе работы семинара студентов Высших Учебных Заведений Беларуси, посвященного 180-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского наша редакция просила его участников ответить на некоторые актуальные вопросы. В числе респондентов были не только студенты, но также аспиранты и доценты. Мы предлагаем вашему вниманию ряд ответов, показавшихся нам наиболее интересными. При этом мы старались сохранить реальную пестроту взглядов и атмосферу искреннего и дружеского обмена мнениями, сопровождавшую наше общение.

—Какие тенденции в современной Православной Церкви Вы считаете положительными, а какие—отрицательными?

1. На сегодняшний момент Церкви необходимо иметь свое светское лицо. Нравоучительный, дидактический тон не актуален. Церковь мало занимается адаптацией святоотеческого наследия к восприятию современного человека.

2. Тенденции к диалогу Церкви и общества—положительное явление. Данный семинар уникален тем, что Православная Церковь обратилась к студентам ВУЗов не с целью пропаганды своего учения, а чтобы выслушать их мысли, чувства. Хотелось бы, чтобы такие встречи проходили регулярно, чтобы обсуждаемые темы касались проблем современного общества и Православной Церкви.

3. Положительным считаю стремление Церкви привлечь к себе внимание как к открытому институту общества (в отличие от недавней закрытости, таинственности). Отрицательным считаю слабую реакцию на распространение сект. Их деятельность должна вызывать активное противодействие Православной Церкви. Причем не только в проповедях. Ведь те, кто их слышит, приходят в храм, а, значит, вряд ли уйдут в секту. Пишите в газеты, журналы, выступайте на телевидении, издавайте листки и распространяйте их в массах. Но пишите только правду. И пусть об их вредоносном влиянии знают все.

4. Положительно то, что все больше людей воцерковляются, что контакты Русской Православной Церкви с другими Православными Церквями (Грузия, Греция и т.д.) проходят на высоком культурном уровне; издается много богословской литературы.

5. В священники рукополагают необразованных людей. Общины замыкаются внутри себя и не стремятся к «со-работе» с другими общинами и обществом в целом. Но, если мы будем работать по отдельности, то нас легко можно будет сломить.

6. Положительная тенденция заключается в том, что Православная Церковь стремится стать духовным стержнем общества. И то, что это осуществляется путем адаптации духовного знания к уровню образования и культуры граждан нашей Республики—очень правильный шаг.

7. Отрицательны, на мой взгляд, идеализация священников (культ духовного отца); пассивность верующих в делах Церкви; невежество большого процента верующих.

8. На современные вопросы Православная Церковь старается отвечать на современном языке. К сожалению, отсутствует социально-практическая работа. Огорчает фундаментализм некоторой части Церкви и то, что издается множество «духовных» брошюр с подозрительным содержанием, в то время как хотелось бы читать серьезную богословскую литературу, труды Святых Отцов.

9. Положительное: наличие духовной семинарии, которая воспитывает священнослужителей с высшим образованием. Они смогут нести веру в народ.

Отрицательное: Церковь еще далека от основной массы населения, особенно от молодежи. Виной, наверное, ее излишняя консервативность.

1 (1)—Какое, на Ваш взгляд, место в общественной жизни Беларуси занимает Православная Церковь, и каким, по-вашему, оно должно быть?

1. Молодежи не хватает информации и знаний, чтобы прийти в Церковь. В нормальном обществе Церковь должна окружать, опекать человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек должен иметь своего духовника, чтобы не раствориться в сложности и безумии современной жизни.

2. Православная Церковь должна главенствовать в государстве, мудро управлять им. Люди сейчас как никогда нуждаются в Боге, а, следовательно, и в Церкви как посреднике между «землей» и «небом».

3. К сожалению, сегодня Православная Церковь отделяет себя от общества, противопоставляет себя ему. Понятие «массовая культура», «массовая информация» рассматриваются Церковью как влияние Запада, то есть как нечто ругательное. И получается, что Церковь существует только для избранных, уже верующих, а не для массового человека. Но сегодня только Православная Церковь является оплотом нравственности и культуры нашего общества. Церкви нужно так поставить себя, чтобы она стала неотделимой частью каждого человека. А для этого не нужно отвергать современные технологии распространения информации.

4. По данным социологических опросов, проведенных в г. Гродно, на вопрос: «Куда, к кому Вы идете в тяжелых жизненных ситуациях?», «к священнику, в Церковь» ответило 2 человека из 400 опрошенных. Ситуация расценивается мной как крайне печальная.

5. Православные часто похожи на партизан: ничем не выражают себя во внешнем мире. Но они, тем не менее, являются неким облагораживающим стержнем всего белорусского общества.

И еще. Я считаю, что Церкви не нужно вмешиваться в политику государства, так как Церковь имеет свою особенную извечную «политику», проводимую в духовном мире.

6. Исторически мы—православные. Пусть же оно будет тем «заповедным местом», где мы всегда можем найти духовное успокоение.

7. В последнее время, слава Богу, место Православной Церкви в общественной жизни Беларуси заметно возвысилось, стало авторитетнее.

8. Церковь, к сожалению, в обществе стала данью моде. Модно носить крестик, ходить на службу и всем рассказывать об этом. Но главное: Церковь—это храм Божий. Бог должен быть в душе, и идти в Церковь надо по зову души, а иначе это бесполезно.

Что касается конкретно Православной Церкви, то она слишком монументальна, поэтому отделяется от людей. Как должно быть? Церковь—не армия. У человека должен быть выбор: верить—не верить, идти в Церковь или нет. Только тогда можно надеяться на искренность прихожан.

—Насколько успешно Православная Церковь выполняет сегодня свои функции в работе с молодежью?

1. Процентов на тридцать. Вы неплохо работаете со студентами ВУЗов, но большая часть молодежи вообще не соприкасается с Церковью. Надо «опуститься» до их уровня, чтобы «поднять» их на свой.

2. В идеале Православная Церковь должна ставить вопрос о преподавании Закона Божьего в школах, средних и высших учебных заведениях. Я понимаю, что по Конституции Церковь отделена от государства, но если правительство Республики заботится о будущем своей нации, ему придется подумать о том, чтобы дать возможность Православной Церкви более основательно работать с молодежью.

3. Мне кажется, что воспитание надо начинать с детского возраста, когда формируется духовный мир будущего человека.

4. В широком смысле, о такой деятельности я не слышал. По крайней мере, в наших университетских кругах.

5. В отдельных приходах созданы молодежные братства. Организуются паломничества.

6. Необходимо привлекать активных людей, предоставить им возможность зарубежных стажировок для обретения опыта организации работы с молодежью.

—Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Православной Церкви в будущем?

1. Общество и Церковь должны идти не параллельно, а вместе. Главный вопрос в том, в какую сторону склонятся души людей, ищущих веры: к маскульту Запада, или к внутреннему человеку, к богатым истокам Православия.

2. В лоно Церкви возвращается все больше людей. Но главное—это дети. Именно в них будущее Православной Церкви. Думаю, Православная Церковь будет играть более значительную роль в политической и культурной жизни страны. Не призывая к церковной цензуре, я считаю, что необходимо нравственно-этическое влияние Церкви на искусство.

3. Царствие Небесное.

4. По нашим наблюдениям именно дети ведут своих родителей в Церковь к Богу. И это прекрасно.

5. «По вере Вашей да будет Вам». Я убеждена, что вера прихожан поддержит Единую Православную Церковь.

6. Нельзя, чтобы православные замыкалась только в своей конфессии. Иначе наша Церковь загонит себя в культурное гетто. И тогда, либо весь народ окажется там же, либо Церковь перестанет влиять на общество.

7. Если все ваши выпускники будут такими же замечательными, понимающими, образованными людьми как отец Александр Болонников, а семинаристы—такими, как те, с которыми нам выпала честь пообщаться, то будущее у вас вырисовывается светлое. И у нас тоже.

Таковы взгляды современной молодежи на сегодняшнюю Церковь. Выражая благодарность участникам семинара за ответы, мы делаем на их основании некоторые выводы для себя.

Церковь должна заботиться не только о том, чтобы ее услышали, но и о том, чтобы услышать мир. В лице наших новых друзей общество свидетельствует о готовности воспринять Православие как собственный «духовный стержень». Для этого Православная Церковь должна развивать наметившиеся уже тенденции к открытости. В частности, нужно проводить семинары по проблемам, общим для Церкви и современного общества. Нужно серьезней работать над репрезентацией Церкви в СМИ, в интернете; адаптировать духовное наследие православия к восприятию современного человека.

Важной задачей сегодняшней Церкви является повышение уровня образованности как простых верующих, так и священства. Возможно, это приведет к более эффективной профилактической работе с сектами.

В качестве итога мы можем констатировать, что современное общество нуждается в сильной и открытой Церкви.

 Материал подготовил Мовсесян Армен,
студент I курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.