Церковь или иерархия

1 (1)Часто в сознании обыкновенного человека Церковь отождествляется с людьми, так сказать, «близкими» к алтарю—епископами, священниками, диаконами. Кажется, что церковная жизнь—это что-то вполне внешнее для простых верующих, или мирян. Их роль сводится лишь к пассивному принятию готовых истин, выработанных «профессиональными» клириками.

В самом деле, Церковь внешне—это вполне обычный общественный институт со своей структурой и организацией. Управляется он епископами. Каждым отдельным приходом руководит священник. Он же совершает богослужение, отправляет требы. Разве не в этом состоит жизнь Церкви? Что же могут дать ей обыкновенные люди, не облеченные священным саном?

Церковь—это не только то, что открыто нашему обычному зрению. Есть в ней и мистическая, таинственная сторона, ее внутренняя жизнь. И она куда важнее внешних форм, зачастую кажущихся «человеческими, слишком человеческими». Церковь—это Тело Христово, объединяющее собой всех христиан, независимо от их призвания и служения. Церковная иерархия и церковный народ—две части единого целого, не существующие одна без другой.

Вообще, жесткое разделение между сакральным священством и профанным народом было характерно для ветхозаветной Церкви. Чтобы стать ее служителем, нужно было принадлежать определенному роду—роду левитов. Исключений здесь не могло быть. Но Христос по рождению не принадлежал к колену Левия. Его священство—иного рода. Он стал «Первосвященником во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109,4). Своей смертью и воскресением Господь упразднил непроходимую пропасть между священством и церковным народом. Полнее всего их единство проявилось в первые десятилетия существования Церкви Христовой. Протоиерей Сергий Булгаков замечает, что мы не видим в истории ни одного факта, когда бы апостолы поступали как единоличная власть над Церковью и без Церкви. Так, для избрания двенадцатого апостола вместо Иуды апостол Петр обращается ко всему иерусалимскому братству (Деян. 1, 15-16). То же самое мы видим при избрании семи диаконов. Но самый яркий пример церковного единства—это Апостольский собор, о котором нам рассказывает книга Деяний (15, 6-29).

В апостольские времена епископов выбирали всенародно и лишь потом рукополагали, но и теперь рукоположение любого священнослужителя не проходит без участия народа. В самый торжественный момент хор воспевает от лица всех верующих «аксиос»—достоин, выражая тем самым свое согласие с совершившимся действием. Но были в истории Церкви случаи, когда народ произносил: «анаксиос»—недостоин.

Все наши церковные службы совершаются не одним священником, но всей общиной. Главная из них—Литургия—просто не должна совершаться без участия народа. «Чин Литургии,—пишет игумен Иларион (Алфеев),—наглядно показывает, что предстоятель священнодействует от лица народа, и участие народа в служении не является пассивным». Любой возглас священника завершается словом «аминь», воспеваемым хором. Каждое благословение священника сопровождается ответным благословением народа. «Мир всем»,—говорит священник; «и духови твоему»,—отвечает народ. Перед совершением Литургии, во время входных молитв, священнослужитель просит прощения у предстоящих. Может смутить то, что в церкви народ фактически заменяется хором. Но в хоре поют тоже обычные прихожане. Кроме того, чин Литургии не знает понятия «хор», а только понятие «народ», хор является олицетворением народа.

1 (1)В отдельных случаях миряне могут даже выполнять функции священника. Так, действительным является таинство крещения, совершенное обыкновенным мирянином через троекратное погружение при призывании имени Святой Троицы. Обязанность и право проповеди своей веры принадлежит не только клирикам, но и мирянам. Именно сегодня в России мы видим яркое проявление религиозной активности мирян. Их роль в современной церковной жизни никак нельзя назвать пассивной.

Священное Писание вообще не знает слова «мирянин». Всем христианам сообщена благодать Святого Духа, все они «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел…» (1 Пет. 2, 9). Эти слова апостола не значат, что церковная иерархия есть просто историческое недоразумение. Они только напоминают нам, что Церковь—это не сверкающие ризы священников и епископов. Каждый из нас, если старается жить согласно евангельским законам, становится частичкой Церкви. И, наверное, нет смысла спорить, кто для Христа важнее—епископ, священник или простой мирянин, никогда не бывший в алтаре.

 Васько Игорь,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.