«Церковь не люди собрали»

1 (1)Если мы проследим историю Церкви, то увидим, что на первом этапе своего существования она не имела гражданского статуса. Появление Церкви было встречено крайне враждебно, как со стороны Римской империи, так и со стороны самих иудеев. В течение трех веков люди, исповедовавшие Христа, подвергались безжалостным преследованиям. Если бы Церковь была просто организацией, группой, она не выжила бы. Но Церковь, как мистическое Тело Христово, как нечто, объединяющее людей в одну семью, делающее их сопричастными Богу, становится лучшим образцом человеческого общества. Мучителей поражало терпение и мужество христианских мучеников. Язычники, видя такую неустрашимость, сами становились членами Церкви. Постепенно, Великая Римская империя приклонилась перед несокрушимостью Церкви, обретя долгожданную свободу при императоре Константине Великом согласно Миланскому эдикту.

Получив официальный статус, Церковь получает возможность повсеместного распространения. Все стороны Церковной жизни достигают небывалого развития. Удивительно то, что, несмотря на благоприятные внешние условия, Церковь начинает испытывать внутренние катаклизмы. Появляются разного рода лжеучения. В принципе, это можно считать закономерностью столкновения богословского миропонимания Церкви с реалиями ее существования в рамках государства. Но отступившие от единого мнения исключались из состава Церкви, признаваясь еретиками. Поэтому Церковь всегда оставалась неповрежденной и единой. Нестроения послужили поводом для деятельности внутреннего «иммунитета» Церкви, выразителем которого являлись семь Вселенских Соборов. Труды их участников стали фундаментальными для церковного вероучения. Казалось, что дальнейшее развитие Церкви будет более или менее стабильным. Однако уже в первые века христианства чувствовалось противостояние и соперничество между Восточной и Западной Церквями. Предпосылок к разделению Церкви было немало. Главенствующей стала жажда светской власти у многих Римских епископов. И в этом видится та же проблема, которая встает перед Церковью сегодня. Мистическое понимание Церкви постепенно было утрачено, что повлекло за собой ее обмирщение. Постепенно в Риме появлялись свои традиции и разного рода новшества, которые повлияли на формирование внутренней церковной жизни. Все эти события, в конце концов, вылились в разделение Церкви (1054 г.). Не удивительно, что в истории Западной Церкви было много нареканий со стороны паствы на жизнь и деятельность некоторых Римский пап. В сущности, Реформация явилась реакцией на изменение церковного сознания, попыткой ответить на вопрос: «Зачем нужна Церковь?» Ярым противником папских «выходок» стал Мартин Лютер. Предпосылки к реформации были и до него (можно вспомнить Джона Виклифа, Яна Гуса и др.). Богословские исследования Лютера легли в основу протестантизма, хотя они и не являли собой истину. Процессы, продолжающиеся в Церкви современной, особенно не прекращающееся обмирщение, десакрализация католицизма, экуменистические настроения, затрагивающие все новые круги верующих, переняли эстафету сомнения в «востребованности» Церкви, длящуюся уже много столетий.

Конечно же, трудно в объеме небольшой статьи исчерпывающе ответить на все вопросы, возникающие в связи с поднятой проблемой. Мы лишь немного поразмыслили над историей нашей Церкви. В этой истории всегда имели место попытки создать какую-то новую, «удобную» истину. Только почему-то мы не можем понять, что истина уже давно есть и ее не надо искусственно выдумывать, а нужно лишь только найти. Вспомним слова блаженного Феофилакта Болгарского: «Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, Бога живого и страшного». И пока человечество не поймет, что Христос основал лишь только одну Церковь, а не две, и не три, будут продолжаться бесплодные попытки современных сектантов построить свою церковь на зыбком песке собственных предрассудков.

 Кожевников Сергей,
студент V курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.