Взгляд на небеса. Христианство в Голландии

1Летом этого года корреспондент нашей редакции Константин Мачан присутствовал на учебном семинаре по журналистике в университете «Fontys» г.Тилбурга (Голландия). В ходе практических занятий им был написан материал об историческом положении христианства в Голландии.

Вера и неверие! Последнее приобретает в Голландии все более острый характер. Почему страна, которая издревле считалась христианской, находится в таком положении—вопрос ныне насущный. Процветая экономически, у Голандии есть серьезный повод задуматься над своим ближайшим религиозным будущим.

В сегодняшней Голландии религиозные настроения молодого и старшего поколений приобретают разные оттенки. Население страны, составляющее около 16-ти млн. жителей, можно поделить на католиков—40%, протестантов—40% и людей, не имеющих конкретных религиозных убеждений—20%. Обратимся сейчас к истории христианства в Голландии. Просмотрим его пути. Попытаемся увидеть те обстоятельства, которые привели к сегодняшним изменениям веры людей.

С самых ранних веков распространения христианства, оно пришло в Голландию. Уже в IV веке от Р.Х. здесь известна самостоятельная епископская кафедра. И в дальнейшем основные религиозные события христианского Запада нераздельны с историей Голландии.

XVI век—период реформации. В противовес католицизму начинается выступление протестантов. Страна разделяется как бы на две половины: на юге католики преследуют протестантов, на севере, наоборот, влияние протестантизма вытесняет католиков.

Постепенно Голландская Католическая Церковь стала выходить из неустойчивого состояния, вызванного событиями реформации. В 1853 году католические епископы снова заняли свое официальное положение. И в период II Ватиканского Собора (1962 – 1965 г г.) Католицизм в стране выступает уже в довольно сильном и укрепившемся положении.

«В Средствах Массовой Информации Голландии на это время было 45 ежедневных католических газет»,—говорит священник одного из приходов г.Тилбурга Тон Сип.

По словам преподавателя высшей школы журналистики «Fontys» г.Тилбурга Ричарда Тона, в то время в воскресный день не работали даже спортивные клубы. И люди ходили в храмы, уделяя воскресный день Богу. Теперь же, спустя почти 40 лет, многое изменилось. В праздничные и воскресные дни открыты многие развлекательные заведения, а храмы пустуют. Если в 1962 г. город Тилбург был на 100% католическим, более 90% верующих каждое воскресенье посещали богослужение, то сегодня это число составляет только 2% процента.

Чем же вызваны такие резкие религиозные изменения? Почему теперь в храмах почти не видно молодых людей?

По мнению священника Тона Сипа, расцвет экономики, наблюдаемый сейчас в Западной Европе, дает людям возможность выбора в жизни—выбора куда пойти, как провести время. И многие молодые люди не могут сделать шаг в сторону религии.

Церковные организации, которые несут в общество религиозные идеи, в Голландии по-прежнему существуют. Это и Орден Братьев Миссионеров, и Католическое Движение Женщин, и многие другие. Их деятельность на религиозном поприще хотя и не может пока поставить на первое место в жизни общества духовные идеалы религии, но работа ведется.

Существует в Голландии также проблема епископата. На протяжении 1600 лет епископы здесь избираются через благословение Рима. «Епископы, избираемые сюда, начиная от времени II Ватиканского Собора не смогли передать людям всю полноту духовности, сохраненную в предыдущих поколениях. Они просто запрещали делать грехи, не объясняя необходимости своих запретов,—свидетельствует преподаватель теологии университета г.Тилбурга Йохан Майер.— После II Ватиканского Собора Рим назначал в Голландию консерваторов епископов. Они стали в противовес прогрессивному христианству. В результате этих событий многие люди и из духовенства, и из мирян покинули Церковь, сказав, что могут и вне ее быть полезными для других».

Но если даже такие церковные проблемы порой не затрагивают внимания народа, все же существует здесь нечто, что может привлечь внимание всех. У всех во внимании события жизни Королевской Семьи. По конституции страны Королевская Семья исповедует протестантизм. Принц Голландии Вильям Александр имеет невесту Максиму—католичку по вероисповеданию из Аргентины. В январе 2002 года предполагается их свадьба. Сейчас девушка выбирает, готовится к принятию новых религиозных взглядов.

«Некоторые протестанские епископы советуют ей, чтобы она стала православной,—говорит священник Тон Сип.—У протестантов в Голландии нет проблем с православными. Они всегда находят общий язык».

Православие же, пусть в масштабе всего нескольких приходов на страну, находится на подъеме. Интересно то, что оно привлекает молодежь. Молодым людям Голландии нравятся византийские обряды. Таким образом, хотя молодое поколение ищет духовность не всегда в Церкви, оно все же не может находиться вне ее. Пути Господни неисповедимы. И быть может в скором времени Господь благоволит не только экономическому процветанию Голландии, но и укреплению и расцвету ее религии. И не «через тернии к звездам», а путем свободного выбора самого голландского народа.

 Мачан Константин,
студент V курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.