О секте пятидесятников…

1 (1)Людям, изучающим секты, и в особенности ведущим с ними полемику, постоянно приходится сталкиваться с удивительным явлением непонимания и неприятия сектантами системы аргументов, выдвигаемой в обоснование и защиту православной веры. Кажущиеся вполне убедительными доказательства не могут поколебать слепой уверенности заблудших душ в своей правоте. Многие склонны относить это к их зазомбированности, принципиальной неспособности услышать иную точку зрения. Встречаются мнения о ненужности и предзаданной неэффективности любых попыток обратить сектанта, достучаться до него, пробудить от глубокого сна. Многочисленные (одноразовые) столкновения и споры еще больше убеждают нас в этом.

Для качественного изменения подхода к подобному разговору нужно помнить, что подавляющее большинство людей остается в сектах не только и не столько из-за особенностей их вероучения, сколько из-за ритуальной практики, накопленного опыта «духовной» жизни в секте. Человек осмысляет все события окружающего мира в рамках учения секты. Постоянно находит «подтверждения истинности» учения принятой им новой религии в мелочах повседневности. При этом им привносится личный, индивидуальный компонент во все сферы его бытия в секте. Таким образом, открывая дискуссию о различных аспектах веры, мы затрагиваем только одну и далеко не самую важную область его «сектантскости», укорененности в секте, а, следовательно, в большинстве случаев заранее обречены на неудачу. Богатство и величина опыта духовной жизни, собственный пример говорящего, наконец, спокойное, уважительное, отношение к оппоненту часто являются наиболее серьезными аргументами, свидетельствующими о православной вере лучше всяких слов и любых умозрительных конструктов, хотя доскональное знание учения и религиозных практик секты только усиливает позицию Церкви.

Чем ярче, многообразнее, полнее и богаче эмоциональными впечатлениями отражается на каждом человеке его жизнь в секте, тем сложнее его заставить задуматься, критически осмыслить происходящее. Человек по своему маловерию ищет чуда, пытается приручить его. Неосознанно он принимает за основной критерий правильного понимания Библии свои личные чувства и переживания. Так легче и проще жить. Это сложно осознать и с этим очень тяжело расставаться. Пятидесятники представляют собой хороший пример подобного рода секты. Одним из наиболее часто и горячо обсуждаемых вопросов в полемике с ними является их учение или, точнее, учения о «иных языках», т.к. единого представления о сущности данного феномена у них не существует. Каждая отдельная пятидесятническая организация в процессе формирования своего собственного «священного предания» в виде многочисленной литературы, пишущейся под «вдохновением Духа Святого», высказывает свое понимание и интерпретацию ключевых моментов Библии. В результате, по многим пунктам понимания «иных языков» возникают разногласия и нестыковки. Поэтому еще до начала обсуждения уместно было бы попросить пятидесятников оценить учение собственных братьев по вере и представить некоторое единое мнение по целому ряду вопросов о степени значимости «иных языков» для их организации, о том кто—дух человека, или же сам Святой Дух через человека, и на каком—человеческом или ангельском языке, молится на «иных языках». При этом могут ли они между собой решить: зависит этот дар от воли человека или же здесь все-таки можно и нужно отвести какую-то роль Святому Духу. Действительно, ведь с одной стороны: «…может быть, Дух Святой желает молиться через вас на языке, который понятен только Ему и Отцу…» , а с другой «…при говорении на языках не Дух Святой говорит из человека…, и … пользование этим даром находится в зависимости от воли молящегося…» . Несколько поражает диапазон возможных мест и времени для молитвы на языках. По одним данным, молиться на «иных языках» можно только на богослужении, по другим—где и когда угодно, во сне, за рулем автомобиля, после обеда и, желательно, а иногда и очень даже обязательно, ежедневно. Зачастую складывается впечатление, что дух каждого пятидесятника живет вполне самостоятельной духовной жизнью отдельно от самого человека, напрямую, минуя его разум, волю и чувства общаясь с Духом Божиим. Оказывается, наш дух молится на языках о делах и проблемах, касающихся своей или чужой жизни, о которых мы еще ничего не знаем и о которых нам, возможно, ничего и не нужно знать.

В последнее время некоторые весьма авторитетные сектоведы выдвигают мнение о том, что пятидесятников по целому ряду параметров (в том числе и из-за «языков») можно оценивать только как магически-оккультную систему с элементами психического манипулирования, находящуюся вообще вне христианства.

Обращаясь непосредственно к разбору заблуждений пятидесятников, нужно сказать, что упоминания о «иных языках» встречаются в Новом Завете в Мк. 16:17. Деян. 2:4-9; 10:44-46; 19:3-6. 1 Кор. 12-14.

  • Бессвязное лепетание, наблюдаемое у пятидесятников, было распространено на протяжении всей истории человечества в различных нехристианских религиозных культах;
  • У Отцов и Учителей Церкви первых четырех веков нет никаких упоминаний о даре иных языков в Церкви;
  • Дар иных языков был дан для распространения веры среди всех народов Земли и состоял в возможности ведения проповеди на конкретных исторических языках;
  • Дар языков не был всеобщим даром, раздававшимся всеми членами ранней Церкви: 1 Кор. 12:8-11, 28-30;
  • В 1 Кор. 13 апостол Павел ясно показывает, что любые дары Духа без исполнения заповеди любви к Богу и ближним—ничто;
  • В 1 Кор. 13:1, говоря об «ангельских» языках, апостол употребляет стилистический оборот, усиливающий ничтожность знания любых языков перед живой любовью к ближним;
  • Евангельские слова Спасителя Мк. 16:17 совершаются от ранних времен, с момента проповеди апостолов на языках всех народов, до сего дня, когда уже сама Церковь, включая в себя многие народы, благовествует на их родных языках. Кроме того, существенно меняется язык любого человека, жизнь которого изменилась под воздействием веры;
  • Бессмысленно и бесполезно говорить на незнакомых языках в Церкви, если тебя не понимают окружающие: 1 Кор. 14:6-7, 19;
  • Дар языков являлся знамением «не для верующих, а для неверующих»: 1 Кор. 14:22 и использовался для проповеди среди иноплеменников;
  • В первом послании к Коринфянам нигде не упоминается, что конкретно представляет собой дар языков, однако тщательный анализ свидетельствует о гармоничном смысловом и лингвистическом единстве с Деяниями 2:4-9;
  • Наконец, сектанты забывают, что настоящие Дары Святого Духа даются свободно и неожиданно, не вписываясь в конкретные рамки и нормы конструируемой ими по собственному желанию догматики, в отрыве от двухтысячелетнего опыта Церкви.

 Мартинович В.А.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.