Советы бывалых

1 (1)«Здесь с вами сюсюкать не будут, здесь вам не школа,—предупреждают преподаватели в первые же дни.—Вы попали в серьезный вуз, где нужно пахать или сразу же его бросить». Слишком близко к сердцу подобные заявления принимать не следует. Но не мешает учесть: терпение преподавателей не бесконечно, поэтому угроза «выгнать в шею» должна отрезвить. Прежде всего, следует присмотреться, от кого она исходит. И помня несколько простых истин, можно существенно облегчить процесс обучения.

Итак, преподаватели тоже люди, у них свои слабости. В соответствии с ними преподавателей можно разделить на три класса: «волки», «слоны» и «ягнята».

«Волка», как правило, определить легко: он вечно занят проверкой каких-то лабораторок и контрольных, все делает на бегу, времени старается зря не терять. Он будет пугать отсевом на сессии. Как ни странно, именно он никого и не «съест». Даже если у вас отрастет длинный «хвост» по его предмету, пугаться не нужно: «волк» допустит вас к экзамену под ваше честное слово отработать все после экзамена. А если «хвост» окажется ну очень длинным, а «волк» совсем несговорчивым, то уж поставить неявку вместо положенной двойки он наверняка согласится.

Теперь о «слонах». Вопросы вашей жизни их мало интересуют, поэтому в отличие от «волков», «слоны» не будут давать настоятельных советов. Не услышите от них и угроз. Но если «слоны» принимают решение, то раз и навсегда. Выпросить у них поблажку невозможно. Поэтому терпение «слонов» лучше не испытывать.

И, наконец, о «ягнятах». С ними нужно быть осторожными, потому что они бывают настоящие и мнимые. Толковый студент должен научиться их различать. «Ягненок» выглядит бесхарактерным, вследствие чего постоянно находится под давлением студентов. Так что подлинный «ягненок» безопасен. Хуже с «ягненком» ложным, ибо безобидность и покладистость его—только видимость, которая легко вводит в заблуждение и в итоге влечет за собой трату сил и времени на выбивание зачета или экзамена. Первая типичная ошибка в общении с ложным «ягненком»—пренебрежение его предметом. Вторая—попытка выклянчить поблажку. Ложный «ягненок» не откажет вам резко, но все старания переубедить его тщетны, поэтому, пожалейте время и нервы.

Разобравшись с преподавателями, легче будет определиться и с предметами. Какие-то будете держать под контролем, а какие-то, конечно, подзапустите. Запомните, однако: когда до сессии остается месяц, задолжности должны быть равной длины. Если какой-то «хвост» окажется намного длиннее других, преподаватель почувствует за собой право заставить вас потратить на отработку гораздо больше времени, чем предмет того заслуживает.

И вот вам удалось подойти или подползти к сессии. Заранее позаботьтесь о конспектах—на зачетах и экзаменах преподаватели очень любят их собирать. Предварительно его можно отксерить в уменьшенном масштабе—готовый набор шпаргалок.

Некоторые «волки» прямо горят: «Пишите шпаргалки». Они мотивируют это тем, что в процессе написания шпор, студент хоть что-то запоминает. Психологи на это возражают: шпаргалки чрезвычайно неэффективны. В психологии есть такое понятие—«феномен законченного действия». Любое умственное действие, доведенное до логического конца, из памяти выбрасывается. Поэтому, написание шпаргалки—это и есть тот самый «феномен законченного действия». Напишите ее—и все забудете. Но это теория, а нелегкая студенческая практика показывает, что шпаргалки—вещь полезная и просто необходимая: если вы полагаетесь на свои силы, шпаргалка придаст больше уверенности, а если ваши познания в сдаваемом предмете более чем скромны, то это единственный шанс сдать экзамен.

Конечно, легче всего взять у того, кто уже сдал, готовую шпаргалку. Но этот вариант и наиболее рискованный: шпаргалка может быть изъята на экзамене, может не содержать ответа на попавшийся вопрос, может, в конце концов, по Закону Мерфи, просто потеряться или вымокнуть под дождем! И тогда ваша голова, чистая от науки, по которой сдается экзамен, останется один на один с экзаменатором.

Списывая, следует помнить одну простую истину: преподаватель видит все и всех, поэтому даже самые осторожные попытки достать шпору и списать вряд ли останутся незамеченными, но раз он молчит—значит все ОК. Так что пишите спокойно, не ерзая на стуле и не оглядываясь по сторонам. Списывание—искусство, которому необходимо научиться, иначе вы в вузе не жилец.

Приятной учебы! И помните: кто не рискует, тот не сдает экзамены!

 Александра Колодяжная.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.