Слово главного редактора

Немногие сейчас любят правила, и христианская нравственность, как всегда, не в моде. Тем не менее, даже если ты не считаешь себя христианином, все равно, ты окружен культурой, выросшей на христианстве и десяти заповедях. Вовсе не обязательно что-нибудь помнить умом, заповеди впечатаны в плоть и кровь нашей цивилизации и каждого человека.

Именно к разряду неизгладимых относится и заповедь о целомудрии. О ней и пойдет речь на страницах 7-го номера «Ступеней».

Мы попробуем взглянуть на проблему, которая гораздо шире, чем может казаться. Наибольшая сложность в дискуссиях, затрагивающих жизненные вопросы—это найти некий общий базис, некую отправную точку, от которой и православные, и неверующие согласны отталкиваться. Иначе спор ни к чему не приведет, согласны?

Нужно, конечно же признать, что по большому счету верующий и атеист стремятся к разным целям. Для православных христиан борьба с пропагандой половой распущенности—это лишь частная задача, а цель—«чтобы всем спастися и в разум Истины приити». Предлагаемые для этого средства, в конечном счете, самоцелью не являются.

Тем не менее, неверующий, но интеллигентный, культурный человек тоже стремится к некой цели и желает воплотить мир свои взгляды. Или хотя бы максимально приблизить к ним действительность. Рискну предположить, что мечта сия—человеколюбивое общество, где торжествует закон, где нищета, преступность и невежество сведены к минимуму, а духовные ценности (ну хотя бы в гуманистическом, безрелигиозном понимании этого термина) всячески приветствуются.

Прежде всего, давайте попробуем конкретизировать то, к чему мы, верующие и неверующие вместе можем стремиться.

Во-первых, устойчивость семьи, устойчивость брака. Думаю, не требует подробных доказательств то, что крепкая семья—основа устойчивого социума. И напротив, когда институт семьи разрушается, когда люди вступают на протяжении жизни в случайные, ни к чему не обязывающие связи, то это влияет и на происходящие в обществе процессы.

Во-вторых, физическое здоровье народа. Тут вообще все предельно ясно. Если нынешние тенденции сохранятся, то через сто лет, возможно, просто некому будет спорить о нравственном и безнравственном поведении…

В-третьих, культура общества. Вы хотите, чтобы люди читали умные книги, слушали хорошую музыку, разбирались не только в технических, но и в гуманитарных вопросах. Очевидно, всему этому не способствует та культура, которая «ниже пояса». Потакая своей животной составляющей, неизбежно упустишь человеческую.

Исходя из этих общих позиций мы и собираемся вести наш разговор о христианской добродетели целомудрия. Неужели всеобщая сексуальная озабоченность, к которой толкает нас массовая культура, способствует культуре возвышенной? На наш взгляд, это как-то сомнительно…

 Юрий Рой,
студент II курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.