Дело Церкви: миссия или реклама?

1 (1)В православном сознании существует два основных значения понятия «миссия Церкви». Первое, более общее и понятное всем,—это цель, задача, смысл существования Церкви в мире. В этом же значении говорят о миссии компании, предприятия, организации. Другое, более специальное значение—это деятельность Церкви, приводящая к вере людей, ранее далеких от Бога. Что же значит для нас свидетельствовать о вере и каково понимание миссии в контексте современной цивилизации? Чем, например, отличается христианская миссия от рекламной акции по продаже сотовых телефонов?

В наш век, назовем его веком рекламы, масскульта и всеобщей коммерциализации, так и напрашивается простой и, как кажется, верный ответ: различен лишь товар, принцип тот же.

А если мы будем говорить не о телефонах, а о рекламе той или иной популярной идеи, образа жизни, то грань становится вообще едва заметной. Так вот и начинаешь постепенно замечать, что тебя повсюду окружают миссионеры. Одни продают самые лучшие стиральные машины, другие—непревзойденный шампунь против перхоти, третьи—самую истинную веру. Не берусь говорить о честности миссионеров стиральных машин и шампуней. Другое дело—вера.

Можно ли ее расценивать как товар, а миссию—как рекламную акцию?

Вы, наверное, удивитесь, но само слово «миссия» подсказывает скорее положительный, чем отрицательный ответ на этот вопрос.

Это предположение требует краткого исторического комментария.

Впервые термины «миссия» и «миссионер» в сегодняшнем их понимании были употреблены лишь в XVII веке основателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой. Ничего общего с библейской и раннехристианской традициями этот термин не имеет.

Зато мы можем перечислить ряд «великих» миссий и миссионеров XVII-XIX веков, «прославившихся» в азиатских, африканских и американских колониях. Тогда еще не было сотовых телефонов, но думаю, рекламным агентам было бы чему поучиться у миссионеров.

Все это говорилось к тому, что рожденное западной культурой понимание миссии и миссионерства чуждо нашему восточнохристианскому менталитету. И если мы говорим о миссии Православной Церкви, то подразумеваем совершенно другой опыт. Опыт, который ничего общего с историческим балластом самого термина не имеет. Но каков же миссионерский опыт Православной Церкви и каковы его принципиальные отличия от западного понимания миссии? Ответить на этот вопрос мы и попытаемся во второй части нашей статьи.

Дело Церкви

Православную Церковь зачастую рассматривают как консервативное и самодержавное общество, пытающееся отгородиться от других реальностей современного мира. Немецкий миссиолог К.Розе считает, например, что у Православия вообще нет определенной программы для мира и гражданской жизни.

Для православного христианина совершенно очевидно, что такой взгляд на Православие основывается на непонимании его характера. Румынский богослов Бриа следующим образом формулирует отличие восточнохристианского понимания миссии от западного: Церковь—цель и исполнение Евангелия, а не инструмент или способ миссионерской работы.

Миссионерство, таким образом, не следует рассматривать как функцию Церкви, Православие отвергает такое инструментальное толкование роли Церкви. Миссия Православной Церкви—не проповедь каких-то нравственных истин или принципов, это призыв к людям стать частью Тела Христова, частью христианского братства в его очевидном, конкретном проявлении.

Такие представления имеют далеко идущие последствия не только для понимания, но и для проведения миссионерства.

Церковь—миссия сама по себе. Христа надо проповедовать в Его исторической реальности, в Его Теле и в Духе, без которых нет ни Христа, ни Евангелия. Вне Церкви евангелизм превращается в гуманизм или во временный энтузиазм.

Это подводит нас к следующему важнейшему элементу православной миссиологии—месту Литургии в миссионерстве.

Литургия—это ключ к православному пониманию Церкви, и, таким образом, значение Литургии в православных взглядах на миссиологию невозможно переоценить. Литургия имеет основополагающую миссионерскую направленность и цель и проводится как миссионерское событие.

В своем глубочайшем измерении православное понимание миссионерства основывается на Божественной любви: «Ибо так возлюбил Бог мир…» (Ин 3, 16). Божия любовь проявляется в кенозисе (умалении). Если Божия любовь, выразившаяся в жертве Христа, есть богословская основа миссионерства,—та же любовь должна находить выражение в работе его последователей. Ими движет та же любовь, которая проявилась в кенозисе, они должны доходить до людей за пределами христианской паствы.

Если основание миссионерства—любовь, то цель миссии—жизнь.

Жизнь—основная тема евангелиста Иоанна, наряду с любовью.

Христос пришел, прежде всего, для того, чтобы восстановить людей в божеском облике и дать им жизнь. В этом отношении православная концепция теозиса (обожения) приобретает миссионерский смысл. Людей призывают не просто познать Христа, собраться вокруг Него или принять Его волю, их призывают принять участие в его славе.

Спасение и жизнь как цели миссионерства не ограничиваются человеческими существами. У них космическое измерение.

Не только человечество, но и вся вселенная участвует в восстановлении и ищет ориентиры для прославления Бога. Все творение превращается в Церковь, Тело Христово. Именно это предполагает крайнюю необходимость для Церкви понять мышление нецерковных людей. Как пишет протопресвитер Александр Шмеман, «государство, общество, культура, сама природа являются подлинными объектами миссионерства, а не нейтральной средой, в которой Церкви надлежит всего лишь сохранить свою внутреннюю свободу». В мире, где воплотился Христос, нет ничего нейтрального, ничто не может быть отделено от Сына Человеческого.

  Юрий Рой,
студент II курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.