Берегите эти земли!

1 (1)Все больше людей сегодня пытаются разобраться в экологических проблемах и дать свои рецепты их решения. Одни делают это на профессиональном уровне, другие—по убеждению, третьи просто высказывают свое мнение. Но немногие пытаются найти истинные корни проблем в отношениях человека—венца Творения—и природы.

Экология как наука начала формироваться с середины прошлого столетия, когда многие люди поняли, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям. В 1866 г. немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в двухтомной монографии «Общая морфология организма» назвал экологией один из разделов биологии—науку об условиях обитания организмов в окружающей их среде. От древнегреческого «oikos» (дом, жилище) образовано не только наименование этой науки, но и понятие «ойкумена», которая служит для обозначения природы, освоенной и обжитой человеком. Ныне, когда человек осваивает космос, ойкумена вышла за пределы земли, а экология как термин проникла в сознание каждого. Она перестала быть отраслью одной лишь биологии, на родство с ней претендуют: география, философия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того, экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства.

В первой же главе книги Бытия Господь повелевает людям: «Обладайте и владычествуйте над всею землею»,—эта богооткровенная истина известна с тех далеких времен, когда многие религиозные верования просто обожествляли природу, ее стихии, поклонялись силам природы и покорно подтверждали их власть над собой. Однако не о такой власти повествует бытописатель. Вся Библия полна подтверждениями премудрого устройства и промыслительной заботы о созданном мире.

1 (1)Как Господь Триедин, так и славят Его триедино, но каждый особо—ангельский мир, человечество, природа. «Всякое дыхание да хвалит Господа». Однако именно перед человеком ставится задача оберегать и разумно «распоряжаться землей» (Быт.1, 28). Одну из книг Библии, где воспевание природы встречается почти повсеместно, можно назвать учебником любви не только к Богу, но и к природе,—книгу Псалмов. Интересно, что в практику православных монастырей входило пение псалмов во время работы и путешествия. Образцовым произведением библейской поэзии является 103 псалом. Это хвалебная песнь Творцу, Промыслителю мира. Псалмопевец в первую очередь прославляет Бога, который «дивно велик» и творение есть «Его славная одежда»(ст.1-2). Восхваление Творца и поэтическое описание природы проходят вместе одной линией через весь псалом. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (ст.24). Однако грех, вызывающий гнев Творца (ст. 32) и искажающий красоту творения, вносит разлад в строй вселенной. В заключении Давид выражает желание и уверенность, что Господь некогда истребит с земли тех людей, которые оскверняют это творение и нарушают его гармонию (ст. 35).

Ослепленному грехом человечеству не помогают и новые технические достижения. При безразличии к смыслу и содержанию жизни они не приносят достаточной пользы, а иногда причиняют только вред. Человеку дан разум, чтобы ко всему относиться с рассудительностью и вниманием. Многие люди считают смыслом своей жизни извлечь максимум из всего, что подвернется под руку. Такое потребительское отношение они часто переносят и в духовную жизнь.

Нужно заметить, что в Ветхом Завете Господь дает закон не только духовный, но и общественный. Например, еврейскому народу повелевается жертву за грехи приносить только из домашнего скота (телец, овца, голубь), но не из скота Господня, т.е диких животных (Левит,1), ограждая людей от хищнического уничтожения фауны. Евреи имели право употреблять в пищу: домашний скот (тельцы, овцы, козы, которые парнокопытны и жуют жвачку); птиц, кроме водоплавающих, рыбу и саранчу. В книге Левит перечислены только те виды, с которыми израильский народ непосредственно соприкасался в жизни, на все другие виды животных налагался строгий запрет. В этом же законе имелось строгое ограничение на флору: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея…» (Лев. 2, 1) Возможно, благодаря именно таким жестким ограничениям мы можем наблюдать, что определенные животные стали исчезать лишь в век технического прогресса. Цивилизация есть благо, но нужно учиться целесообразности. Думаю, уместно будет вспомнить слова А.П.Чехова: «Рубить леса из нужды можно, но пора перестать истреблять их… Человеку даны разум и творческая сила, чтобы преумножать то, что ему дано».

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Слово «мир» имеет широкое значение: общество людей, космос, окружающая нас среда, Земля. Все эти значения дают понятие исцеления мира от человеческого греха—всех тех поступков, которые мы совершили перед Богом и Его творением—флорой и фауной. В притчах Спасителя можно увидеть не только учение о спасении, но и знание природы, ее закономерностей, любовь к ней. Много последователей Иисуса Христа смогли при своем духовном усовершенствовании непосредственно общаться с дикими животными, например, всем известные святые Серафим Саровский, Сергий Радонежский и многие другие. Если большинство людей жили бы по воле Божией, то окружающий мир преобразился бы. Вокруг благочестивого человека преображаются как люди, так и природа. Протоиерей Понтий Рупышев говорил: «Праведный человек подобен доброму плодородному дереву, вокруг которого образуется оазис в пустыне безверия и греховности мира, а грешник—все опустошающей вокруг себя сорной траве или болезнетворной гибельной бацилле, стремящейся все разложить и разрушить». Поэтому именно после грехопадения, в доисторические времена, отношения между человеком и окружающей средой были нарушены. Следовательно, экологические проблемы в своем большинстве порождены человеком, а не природой. Мир переживает два кризиса: экологический и духовный. Экологическому кризису не следует противостоять утопическими идеями о возвращении человечества к натуральной жизни или осуждением новых достижений науки. Так же, как и не стоит делать из этих открытий «таблетку спасения».

Вспоминаются слова Евгения Евтушенко: «Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!»

    Александр Костюченко, 
студент I курса МинДС

Весенняя молитва

Благий Человеколюбец! Если на траву, на цветы, на всякую зелень земную обильно изливается благодать Твоя во все время свое, то кольми паче подашь Ты просимое рабу Твоему, умоляющему Тебя. Ибо вот, проясняется воздух, и птицы разнообразят голоса свои, воспевая славу великой Премудрости Твоей. Вот вся земля облекается в ризу испещренных цветов, сотканную без рук человеческих,—веселится и празднует праздник. Воскропи и мое сердце росою благодати Твоей, благий Человеколюбец! Как засеянная земля без ниспадения довольного дождя не может дать и воспитать произращений своих,—так и сердце мое без благодати Твоей не в силах изнесть благоугодное Тебе и принести плод правды. Этот дождь питает растения, и древа увенчиваются разнообразными цветами, и роса благодати Твоей да просветит ум мой и сердце мое да украсит цветами умиления, смирения, любви и терпения. Да приблизится моление мое пред Тя, Господи! Даруй мне Святого семени Твоего, чтобы мог я принести Тебе рукояти, полные плодов благих, и сказать: «Слава Давшему что принести Ему»—и поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу.

    Преподобный Ефрем Сирин

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.