Единство душ

1 (1)Любимая моя!

Казалось, еще совсем недавно я считал количество шагов от моего дома до твоего подъезда, дарил тебе фантастические букеты из придорожных лопухов и свекольной ботвы… Мне казалось, что я покорю тебя своей оригинальностью. Я пыжился изо всех сил, стараясь выказать себя галантным кавалером и рубахой-парнем.

Мы в один год поступили в разные институты, но почему-то я чаще оказывался на твоих лекциях…

Ты училась неторопливо и методично, а я находился в поиске. Отринув учебу, как нечто мешающее раскрытию моей «неординарной личности», я начал работать. Однако вскоре пришел к диаметрально противоположному выводу: ученье—свет. И восстановился в ВУЗе, но почему-то лекции в основном слушал, снова сидя с тобой за одной партой.

Одним словом, история нашей дружбы до брака—это цепь моих легкомысленных поступков. И только спустя многое время, войдя в ограду Церкви, я не переставал и не перестаю до сих пор удивляться, как не утратил этот драгоценный дар своего со-бытия с тобой, любимая.

Мы вместе, и теперь самое время бряцнуть по столу кулаком и самодовольно, по-рогожински процедить: «Моя!» Но как это было бы глупо, ведь во многом благодаря твоему тихому и нежному прощению моих безответственных деяний стало возможным появление нашей семьи.

Но и после брака остались маленькие и не очень проступки, каясь в которых перед тобой, я просил прощения. Ты принимала мои словесные пассажи на эту тему, но потом поняла, что в словах я силен, а в деле слаб, и перестала воспринимать их. Слово «прости» я запинал до того, что оно обесцветилось и потеряло, наконец, всякий смысл.

В конце концов мне стало по-настоящему стыдно и я попытался что-нибудь изменить в себе: мне захотелось обрести утраченный смысл слова «прощение», «примирение». Я обратился к Евангелию: «прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5,24). Следовательно, даже самый малый дар Богу, даже один-единственный молитвенный вздох невозможен без примирения с близким человеком, без сопутствующего примирению прощения.

Я нашел, что любовь—не слова, не бурные эмоции, а действие, которое созидает единство душ даже в самые критические минуты кажущегося распада.

И прощение—это действие, более того, это творческое действие, способное возрождать!

Каждый день я нахожу подтверждение этим словам. Когда моя душа начинает дробиться и мельчать, ты спешишь на помощь и своим прощением сохраняешь целостность нашей семьи.

Молчаливость утра, сосредоточенность рабочего дня, покой вечерних часов в любой момент могут быть нарушены мелкой обидой, заносчивой грубостью или неоправданной претензией. Именно в эти минуты кроткие слова прощения способны погасить назревающий пожар ссоры.

Самый обычный поход в магазин, своевременная оплата коммунальных услуг, уборка в квартире и мытье посуды,—все эти банальные вещи делают гораздо больше, чем принятие ??? позы (когда театрально-увлажненные глаза томно и грустно мигают, как у кокер-спаниеля) и произносимое с особым ударением слово «прости» !..

… Сегодня я заболтался со старыми приятелями и пришел поздно, не исполнив твоей просьбы. Поэтому, любимая, хочу попросить у тебя… а впрочем, помою-ка я лучше посуду, ты же отдохни.

   Павел

Дорогой мой супруг!

Вот уже некоторое время мы вместе, хочется поговорить с тобой о прощении: что это слово значит для каждого из нас. Ведь в семье без прощения не обойтись, потому что тут все строится на любви, доверии, понимании и самопожертвовании. И хорошо бы осознать это сейчас, в начале нашего общего пути.

Говоря о прощении между супругами, всегда хочется говорить о своей вечной женской обиженности. Наверное, это закономерность такая: мужья выступают в роли «обидчиков», жены—«обиженных». Я заметила, что в нашем обществе мужчины чаще вынуждены оправдываться перед женщинами. Это вырастает в какой-то жуткий комплекс виноватости мужей, причем мужья в этой игре участвуют охотно, а ведь муж, какой ни есть—царь в доме. Я думаю, если попытаться восстановить нормальный православный уклад в семье, то порочный круг «обидчик-обиженный» можно будет разорвать: каждый будет знать свои обязанности, свое место, знать, на какие жертвы идет и зачем.

Так вот, я, как и другие жены, чаще обижаюсь, чем осознаю вину за собой. Побороть обиду, простить—главная трудность и, можно сказать, подвиг в семейной жизни. Для этого надо помнить о нескольких важных моментах.

Во-первых, стоит чаще проговаривать свои мысли, желания, ожидания вслух. Ведь насколько бы единое целое ни составляли муж и жена, они остаются двумя разными личностями. На непринятии этого в расчет столько рождается ненужных конфликтов! Она рассчитывает на то, что он догадается, додумает ее намеки, и почти никогда так не получается. Он скорее все поймет по-своему, да еще и обидится на ее недовольство. Надо больше общаться.

Во-вторых, если уж не получается так, как ты хочешь, и компромисса не достичь, стоит пойти на маленькие жертвы (конечно, если речь идет не о пороках каких-нибудь). Я перестала жарить яблоки, раз ты такое не ешь!

Но конфликты все равно случаются. И прощать надо. А так хочется спрятаться в своей обиде, тешиться ею, доставлять себе эдакое удовольствие—жалеть себя. Это ведь духовная болезнь: человек замыкается в своем эгоизме, на мнимых или реальных обидах, не хочет открыться другому, понять, принять и простить. Ведь если очень полюбить, пожалеть «должника», то обида потеряет тот привкус, ради которого мы обижаемся. А перед лицом вечности многие наши нестроения покажутся просто пылью.

Мне кажется, если в семье хотя бы один готов прощать, понимать, трезво оценивать положение, разумно уступать, то обязательно это повлияет и на остальных, всем будет легче дышать и жить. Стоит научиться прощать, чтобы с чистой совестью просить: «… и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…»

    Вера

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.