«Господи, помилуй»

1 (1)Вероятно, у многих, прочитавших заголовок этой статьи, может вызвать недоумение сама попытка истолкования такой простой и незамысловатой молитвы, какой является молитва «Господи помилуй». Между тем, эта маленькая молитва содержит ряд глубоких мыслей, которые порой ускользают от нашего внимания.

Один святой сравнил наше сердце с гуслями, чувства со струнами, а ум, творящий молитву, с гусляром, ударяющим по этим струнам. Но если гусляр, или ум наш, не понимает смысла того, чем он занимается, то разве может сердце издать гармоничный звук от бессмысленного повторения этой молитвы? «…Весьма немногие ныне знают,—писал в свое время святитель Симеон Солунский,—что значит: Господи помилуй! Потому взывают бесплодно; вопиют: Господи помилуй! а милости Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут».

Слова эти не менее актуальны и в наше время. Поэтому главной целью этой статьи является незнающих научить, а забывшим напомнить о тех высоких мыслях, которые вкладывает Церковь в эту маленькую, простую и незамысловатую молитву. При этом за основу автором было взято толкование этой молитвы, сделанное святителем Симеоном Солунским с некоторыми своими пояснениями и комментариями.

Свое толкование святитель Симеон начинает с рассуждения, которое, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к предмету его сочинения. Господь, говорит он, сотворивший в начале все невидимое и видимое, ангелов и людей, даровал им разум и свободную волю, чтобы они не по необходимости, но свободно и разумно почитали своего Творца. Но сначала ангелы, а затем и люди, соблазненные диаволом, отвергли Бога и, подпав власти страстей, уподобились окружающему их неразумному миру. Но Господь, будучи милостив и человеколюбив, не оставил свое творение погибать в обольщающих его страстях, но, преклонив небеса, сошел на землю и, став Человеком, искупил человека, показал ему путь истины в Евангелии, воссоздал и возродил его в крещении, а в Пречистых Тайнах даровал ему небесное питание. Но и после всего этого человек, будучи свободным, постоянно уклоняется от добра. При этом те, у которых еще сохранилось ощущение Бога, в сознании своего бессилия стремятся преодолеть рабство страстей и диавола, взывают к Богу и непрестанно вопиют к Нему: «Господи помилуй!»

Здесь необходимо отметить три очень важных положения, вытекающих из рассуждений святителя. Во-первых, вышеприведенные рассуждения есть ни что иное, как предыстория молитвы «Господи помилуй». Мир, в котором мы живем, по мысли святителя, не совсем естественен, на нем лежит печать гордого самоутверждения человека. В нем есть не только добро и красота, но и злая тирания страстей, бушующих в наших сердцах и обезображивающая этот сотворенный Богом мир. Во-вторых, молитва эта рождена из сознания собственного бессилия погасить бушующее пламя страстей и тем самым внести любовь в истерзанный грехом мир. И в-третьих, здесь идет речь о человеческой свободе, которая столь значима, столь велика и неприкосновенна для Бога, что даже жертва Христа не способна спасти человека помимо его воли. Далее остается рассмотреть, что такое милость Господня, которую мы просим в молитве. Здесь, однако, существует реальная опасность истолковать это прошение односторонне юридически. Может показаться, что, говоря «Господи помилуй», мы просим Бога изменить Свое отношение к нам. Это, однако, далеко не так уже хотя бы потому, что Бог, по учению Церкви, неизменяем. Святые отцы говорят, что молитва есть общение с Богом, а общение предполагает, что у личностей есть нечто общее между собой. По учению Церкви, это общее есть не что иное, как благодать, свойственная Богу по Его природе, а человеку по дару. Молясь, мы соучаствуем вместе с Богом в Его жизни. Святитель Симеон Солунский говорит: «Молитва есть то, чтобы с Богом быть, всегда сосущным Богу быть, иметь, как говорит Давид, душу, прилепленную к Нему и нерасторжимую с Ним…» Здесь святитель Симеон подчеркивает онтологический характер молитвы. Молиться—значит сосуществовать с Богом. Бог ни от кого не скрывает Своей благодати, она открыта для всех, добрых и злых, но не у всех открыты сердца, чтобы принять ее. Дело молитвы, таким образом, заключается в том, чтобы сделать наши сердца открытыми для восприятия благодати. Что касается милости, то она, по словам святителя Симеона, «не другое что есть, как благодать Святаго Духа…» Суть молитвы, таким образом, не в том, чтобы Бог изменил Свое отношение к нам, а в том, чтобы наши сердца стали богоподобными, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью, Его любовь—нашей любовью, Его милость— нашей милостью, Его смирение—нашим смирением.

   Сергей Маслов, 
студент II курса МинДА

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.