Мой край родной

1 (1)Новые встречи открывают много нового даже о тех вещах, о которых, казалось, знал все. О прошлом и настоящем Жирович рассказывает Н.А.Цвикевич, человек, жизнь которого с самого рождения связана с этим местом, сегодня все больше привлекающем паломников и туристов.

Расположена деревня Жировичи в пойме речки Викня и окружена с юга и севера холмами. В древности в этих местах произрастали дубовые рощи и были заливные луга, дающие сочную траву. Пастухи облюбовали это место и гоняли скот на жировку, что и дало название этому месту—Жировичи. После явления в этом месте иконы Божьей Матери боярин Солтан, казначей Великого Княжества Литовского, построил деревянную церковь, где и хранилась эта икона. После пожара церковь сгорела полностью, и люди думали, что в огне погибла и икона. Этого не случилось, и икона повторно была обнаружена на большом камне-валуне играющими детьми. Впоследствии на этом месте была построена Явленская церковь, а камень стал престолом в ней. На месте сгоревшей церкви был построен Успенский собор, в котором и поныне хранится Жировицкая икона Божией Матери. Земли в окрестности собора принадлежали боярину Солтану, который и подарил их церкви. Мастера и работники, строившие храм, в их числе был и мой пращур, получали наделы и строили свое жилье. Кирпич для строительства изготовляли на кирпичном заводе, который был построен недалеко от строящегося собора.

Прошли века, отшумели войны, но это святое место Бог оставил потомкам в сохранности и неописуемой красоте. Когда туман окружает пойму реки Щара, глянув со стороны востока из деревни Шиловичи, можно увидеть, что церковь выше тумана, как бы парит в небе. На своем веку Жировичам было дано Магдебургское право, и деревню переименовали в местечко, в которое входили три деревни: Волька, Жировичи и Стайки. До нас дошло множество народных преданий о посещении деревни знаменитыми людьми, среди которых был король польский Сигизмунд III—он короновался в соборе. Проездом из Гродно при отступлении русских войск был царь Петр I. Проходили из Баранович войска Суворова и сохранился дуб, под которым отдыхал сам Суворов. Император Николай II был в Жировичах дважды, так как посещал бывшего здесь на покое настоятеля Исаакиевского собора владыку Гермогена и уговаривал уехать вместе с ним, на что тот ответил, что уедет вместе с отступающими войсками. Жировичское духовное училище было с началом отступления войск переведено в г. Омск, а владыка Гермоген уехал вместе с отступающими войсками. Во время Первой мировой войны в Жировичах стоял австрийский гарнизон, был лазарет и даже есть австрийское кладбище. После окончания войны—мировой и гражданской—деревня и её окрестности отошли по Рижскому мирному договору к Польше и в здании духовного училища была открыта сельскохозяйственная школа, а урочище Викня стало учебным хозяйством лесников, которых здесь обучали. С началом Второй мировой войны деревня была освобождена Красной Армией, а здание училища стало казармой стрелкового батальона, полк которого располагался в г. Слониме. Новые хозяева все начали делать по-своему. Крестовоздвиженская и Явленская церкви стали складами, священников и монахов поместили в главный корпус монастыря, и им был запрещен выход с территории монастыря. Службу разрешили только в Успенском соборе в теплое время, а в холодное время—только в Никольской церкви, так как собор не обогревался. Во время службы иногда заходили в церковь красные офицеры в фуражках и насвистывали «Катюшу». Летом 1940 г. на праздник Иоанна Крестителя была разрушена мозаичная икона на браме святого Иоанна Крестителя, которая была расположена на мосту через речку Викня. Разрушение производили солдаты на глазах у прихожан после церковной службы. На просьбу людей и духовенства не трогать святыню начальник команды просто сказал: «Вон отсюда». Перед началом военных действий с фашистами батальон за три дня до 22 июня ушел на военные сборы в Августовские леса и канул в вечность. С приходом немцев здание духовного училища начали переделывать под сахаринный завод, дабы торф около монастыря был соответствующего качества. После поражения фашистских войск под Москвой оборудование завода увезли, а здание переоборудовали в лазарет и разместили охранный гарнизон. Приходили иногда солдаты и офицеры в церковь во время службы, снимали пилотку или фуражку, крестились и даже ставили свечи, умерших хоронили на кладбище за Георгиевской церковью. Лазарет эвакуировали в мае 1944 года в Австрию вместе с обслуживающим персоналом. Во время отступления немцы шли сплошной колонной через деревню два дня, боевых действий в окрестностях деревни не было, а по ночам налетали самолеты и бомбили. Одна из бомб упала между колокольней и собором, вывернула огромную яму, но никого не повредила; вторая упала в пруд недалеко от учебного корпуса, т.е. бомбометание не было прицельным. Пожаров и разрушений в деревне не было, хотя днем велась перестрелка из орудий. После освобождения здание духовного училища было заселено беженцами из Витебской и Смоленской области, которые пробыли в здании до открытия техникума сельского хозяйства в 1945 г. Семинарию открыли в новом корпусе на территории монастыря в одноэтажном деревянном здании, а затем в 1954 году перевели в трехэтажный корпус, занятия в котором проходили до закрытия семинарии воинствующими атеистами.

Атеистическая кампания велась особенно активно местными властями и гарнизоном военнослужащих. От кринички (источника) святой воды была прорыта канава, чтобы его обезводить, а в саму криницу бросили два мешка хлорки. Военнослужащие развешивали экраны на дверях собора во время вечерней службы и показывали бесплатно кинофильмы. Семинаристы выходили из территории монастыря только группками по несколько человек и только в форме. В основном семинаристы были взрослые, после армии, и вели себя, как подобает образованным людям, и всегда были образцом поведения для местных жителей и студентов техникума. Дикая атеистическая травля семинаристов и поступавших в семинарию привела к ее закрытию в 60-х годах. После закрытия семинарии местные власти хотели отнять землю у монастыря и здание МинДС, а также разрушить колокольню. И только благодаря корреспонденту, приехавшему из Москвы, эти безобразия закончились, и местные власти поняли, что не все ей возможно, хотя Слонимским училищем сельского хозяйства под руководством директора Минина В.С. были разрушены церкви в деревнях Гловсевичи и Кабаки.

Бог терпелив и всемилостив, и, наконец, атеисты поняли, что они ведут народ по ошибочному пути своей глупой травлей, направленной против веры в Бога.

Власти вернули здание духовного училища своим законным хозяевам, хотя своим отношением довели его почти до разрушения. Повесили снятые колокола, открыли окна колокольни и сегодня вновь колокольный звон возвещает православному народу, что Церковь жива и торжествует над диким мракобесием атеистов.

Теперь Жировичи стали одним из туристических маршрутов, деревню благоустроили, привели в приличный вид и очень не хочется вспоминать о том времени, которое прошло напрасно, было растрачено и бесследно ушло в вечность.

   Н.А. Цвикевич

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.