Невыносимотяжкожизние. Проблема стресса в современном мире

1 (1)Вряд ли нужно доказывать важность проблемы стресса, хорошо знакомой каждому студенту. Ею давно и глубоко занимаются ученые, пытаясь докопаться до причин этого явления. Данная статья предлагает особый взгляд на него.

Авиценна, знаменитый врач IХ века, следующим образом продемонстрировал Хорезмскому шаху Мамуну Второму эмоциональный стресс. Рядом с клеткой, в которой находился волк, он поместил другую клетку—с ягненком. Прошло некоторое время. У ягненка на основе постоянного страха развилась депрессия, расстройство сердечно-сосудистой сферы и дыхания, и бедное животное, не в силах вынести соседства с волком, погибло от стресса.

Термин «стресс» имеет давнюю историю и происходит, по-видимому, от латинского stringere—затягивать. Впервые это слово появилось в призведениях английского поэта Роберта Маннинга (1303), который писал: «И эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе».

В медицине термин stress (англ.)—давление, нажим, напряжение—впервые был введен канадским ученым Г. Селье (1907—1982). Под «стрессом» в науке понимается состояние напряжения как эмоциональных, так и физических сил человека, возникающее в ответ на воздействие стрессоров—психических и физических травм, внешних воздействий и т.д. Понятно, что данное явление всегда существовало в жизни природы и человеческого общества. Однако в наше время ведущие ученые-физиологи всего мира со все более растущим интересом обращаются к изучению стресса и вызываемых им процессов в человеческом организме. Кажется неслучайным, что слово «стресс» как особое понятие, связанное не только с областью научной медицины, но и активно используемое в повседневном общении людей, получило столь широкое распространение именно в последние десятилетия XX века.

Стресс присущ нашей жизни. Однако несмотря на то, что человеческий организм имеет огромный запас духовных и физических сил (которым он в полной мере, как правило, не пользуется), постоянное воздействие вредных явлений иногда одерживает верх над возможностями адаптации человека. В этом случае человек заболевает. Особенно опасно сильное душевное напряжение, не приводящее ни к каким результатам и сопровождаемое чувством неудовлетворенности, тоски. Такое состояние наверняка испытывали студенты-неудачники во время сессии. Человек, пребывающий в длительном унынии, точно так же испытывает эмоциональный стресс. Следствием подобного эмоционального состояния становятся душевная опустошенность, усталость, «окамененное нечувствие», столь свойственные людям нашего века. Душевные аномалии постепенно оказывают свое влияние на физическое состояние организма. Учеными доказано, что длительное эмоциональное напряжение существенно ослабляет иммунитет человека; на основе стрессов формируются психосоматические заболевания, неврозы, нарушение сердечной деятельности, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, эндокринные болезни и даже опухолевые заболевания. Собственно, любая болезнь возникает не без участия стресса. Каковы же причины столь вредного для нас явления, что способствует стрессу в современном мире?

Американский биолог Мартин Моор-Эде так говорил о научно-техническом прогрессе: «Мы не созданы для того мира, который сами для себя создали». И.П. Павлов определял здоровье как «динамическое равновесие между организмом и окружающей средой. Болезнь есть нарушение этого равновесия». Очевидно, что современному человеку весьма непросто сохранять равновесие в поврежденном с экологической и социальной точек зрения мире. Современными учеными установлено, что в наше время в России 18% младенцев при рождении уже не являются здоровыми, чему причиной служат либо генетические факторы, либо влияние окружающей среды. Среди 18-летних число больных поднимается до 70%. Столь плачевная ситуация характерна не только для России. Известно, что в современном мире резко увеличилось число психически нездоровых людей. Становится очевидным, что людям необходимо проявить повышенное внимание к своему здоровью, чтобы в недалеком будущем человеческое общество не состояло из одних инвалидов.

Вместе с тем, вредное воздействие окружающей среды—не главная причина стресса сегодня. Ученые-физиологи доказали, что корень душевной и физической слабости современного человека не столько в поврежденном состоянии окружающей среды, сколько в образе жизни людей. С понятием «стресс» обычно ассоциируются такие явления, как суета, нехватка времени, избыток информации, конфликтные ситуации и т.п. Однако научные исследования показали, что стрессорами, вызывающими душевное напряжение и, как следствие, душевные и физические расстройства, являются недостаток движения, скука, социальная изоляция, монотонность жизни. Наоборот, движение, физическая нагрузка, активная жизнь снимают эмоциональное напряжение. Кстати, следует упомянуть, что проблемы с позвоночником (а их имеет в наше время большинство людей, начиная с 15-летнего возраста) весьма отрицательно сказываются на нервной системе и психике человека.

Другим источником стресса является недостаток общения. Нередко люди пытаются заменить общение между собой телевизором или радиоприемником, которые становятся неким «искусственным заменителем» настоящей жизни, который совсем не благоприятно влияет на душу человека. Пассивность, безынициативность, неспособность к творческому мышлению—вот последствия такого влияния. Американский ученый Джон Уилкин пришел к выводу, что дети, воспитанные на телевизионных передачах, ограничены в своих мыслительных способностях и душевных переживаниях. Они испытывают проблемы с речью, им трудно подолгу концентрировать на чем-либо свое внимание, их прирожденные таланты и способности не получают дальнейшего развития. Профессор Гуттенберг (США) свидетельствует, что до «телевизионной эпохи» дети знали в среднем около сотни различных игр, теперь же число их ограничено пятью или шестью.

Интересно, что определенные свойства человеческого характера также способствуют стрессу как самого обладателя, так и окружающих. Например, эгоизм ведет к агрессивности, раздражительности, нервозности. Следствием распространения этих явлений можно считать процесс «атомизации», разъединения, распада человеческого общества. «Стрессорными» чертами человеческого характера можно назвать нерешительность, склонность к пессимизму, зависть и ревность, болезненное честолюбие, боязливость, мелочность, перфекционизм, злоязычие. Нетрудно заметить, что проблема стресса из сугубо научной превращается в духовную. И следовательно, решаться она должна духовными методами. Немецкий ученый-физиолог Карл Гехт в своей книге, посвященной стрессу, делает следующее заключение: «Дух и душа владеют ключевыми функциями. необходимыми для целостного здоровья человека. Мы менее подвержены стрессу, если заботимся о нашей душе, подобно тому, как мы ежедневно умываемся, чтобы защититься от микробов и инфекции».

Ученые всего мира, обеспокоенные проблемой стресса, приходят к следующему выводу: остановить негативное развитие человеческого существования в современном мире можно прежде всего путем активизации духовной жизни человека. «Помышления духовные—жизнь и мир»,—говорит апостол Павел. Святитель Феофан Затворник, почти что наш современник, так объясняет это: «Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемыми, покой бывает, а когда они не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает. Посему удовлетворение их называется единым на потребу». Не пора ли прислушаться к этим словам?

   Екатерина СУДАКОВА, аспирантка филфака МГУ

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.