Путь покаяния

1 (1)В первые четыре дня Великого Поста каждый вечер мы слышим чтение Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Перед нами проходят образы людей из Ветхого и Нового Заветов,—людей, которые согрешали и приносили покаяние, падали и вновь восставали. Всякий раз их путь возвращения к Богу пролегал через покаяние, осознание своих грехов, несовершенства, своего несоответствия тому, каким должен быть истинный христианин.

Каждого из нас Бог создал по Своему образу и подобию, и жизнь земная дана нам, чтобы мы этот образ Божий ежедневно в себе раскрывали, с каждым днем становясь все более и более подобными Христу. Достигается это богоуподобление через исполнение заповедей Христовых, через жизнь по евангельскому слову, по слову Христа Спасителя. Всякий раз, когда мы оказываемся перед выбором—исполнить слово евангельское или нет, последовать за Христом или нет,—решается наша судьба в вечности. И каждый раз, когда мы упускаем этот шанс, мы должны возвращаться на путь Божий через покаяние. А поскольку мы согрешаем ежедневно, поскольку каждый день оказываемся недостойны своего высокого призвания, то и покаяние должно быть нашим ежедневным деланием, особенно в дни Великого Поста, когда все—обстановка храма, слова, которые мы здесь слышим,—напоминает нам об этом.

В дни Великого Поста мы должны, собравшись с мыслями и чувствами, оценить свою жизнь в свете евангельского слова. Каждый должен спросить себя: «соответствует ли моя жизнь тому, чего хочет от меня Бог, чему учит меня Евангелие? Или же образ Божий во мне помрачен грехом, эгоизмом, неспособностью раскрыться навстречу Богу и ближнему?» И мы должны принести покаяние, которое заключается не в том только, чтобы сказать: «Да, я грешник, я хуже всех людей»,—но в том, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, чтобы на место греха пришли добрые дела, на место эгоизма—забота о других людях, на место постоянной мысли о себе—самопожертвование, готовность делиться с ближним тем, что у нас есть, а если надо, то и жизнь отдать за ближнего.

Священное Писание дает нам множество примеров—как положительных, так и отрицательных. Немало имен праведников и грешников упомянуто в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Мы вспоминаем истории Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и его братьев, Моисея, Давида. Эти истории не должны быть для нас лишь занимательным чтением. Они обращены непосредственно к каждому из нас, потому что говорят нам о людях, чья судьба в вечности зависела от того, каким образом они определяли себя по отношению к Богу. Ведь в своих взаимоотношениях с Богом человек не можем быть нейтральным, не может стоять на месте. Жизнь каждого из нас проходит либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус»: каждый день либо приближает нас к Богу, либо отдаляет от Него и, следовательно, ведет либо к спасению, либо к гибели.

Погибнуть духовно, сделаться духовно мертвым очень просто. Для этого достаточно лишь раз упасть и не подняться, лишь раз согрешить и не покаяться. Слова покаянного канона напоминают нам о том, каким великим оружием является покаяние. Всматривясь в свои внутренние глубины—не для того, чтобы ужаснуться собственной греховности, не для того, чтобы прийти в уныние, не для того, чтобы сказать себе: «Я ни на что не способен, ничего не могу»,—мы находим в себе силы обратиться к Богу за помощью и принести искреннее покаяние. Ибо покаяться, исправиться, измениться к лучшему мы можем только с помощью Божией; наших собственных, человеческих сил на это не хватит.

    Епископ Подольский
Иларион (Алфеев)

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.