Роль лидера в псевдохристианских организациях

1 (1)«Берегитесь псов, берегитесь злых делателей» (Фил. 3,2). Еще на заре христианства апостол Павел столкнулся с проблемой поддельного, ложного учения. В своих посланиях он четко охарактеризовал деятельность руководителей новоявленых учений. В наши дни такая характеристика может показаться грубой и слишком резкой. Но это только оттого, что мы стали очень толерантны.

Плоды нашей толерантности мы пожинаем уже сейчас. Сколь много появилось разбитых семей, душевнобольных в психиатрических лечебницах и людей, безразличных к жизни! И наша задача—не молчать, а бить в набат, называя вещи своими именами. Если же мы будем продолжать молчать, то скоро не сможем отличить истину от лжи. Вспоминается детское стихотворение: «Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» Будет прекрасно, если через один-другой десяток лет мы сможем ответить на этот вопрос; а если нет?..

Уже теперь во многих семьях обесценены христианские добродетели. И если о них в семье говорят, то говорят с усмешкой; но больше предпочитают молчать. Примером может служить добродетель целомудрия. Сейчас подростку 12-14 лет стыдно признаться своим сверстникам, что он еще не перешел грань от юноши к мужчине. И в этом тоже плоды нашей толерантности.

Никто не сомневается в том, что детская душа самая чистая. Она очень восприимчива, чувствительна и ранима. У нее обострено чувство справедливости. Но с годами душа человека все более и более грубеет. В подростковом возрасте происходит формирование личности. Именно в этот период закладывается фундамент всей последующей жизни человека. В вопросе воспитания с предельной точностью срабатывает закон: «Что посеет человек, то и пожнет».

Может быть поэтому уже в раннем возрасте человек интуитивно ищет опору для своей последующей жизни. И этой опорой нередко служит образ жизни родителей, их поведение, манеры. Но в наши дни родители за редким исключением бывают авторитетами для своих детей. А ведь свято место пусто не бывает. Авторитетами становятся друзья, киногерои и кумиры современности. Подражание их образу жизни не всегда бывает благотворно.

Но и повзрослев, мы продолжаем искать те личности, жизнь которых, как нам кажется, служит для нас примером. Потому-то многие зачитываются дешевыми любовными романами или слезно всматриваются в телеэкран, где показывают очередную мыльную оперу. И, кстати, потому мы думаем, что если придет к власти другой президент, то наша жизнь сразу изменится: жить станет легче и веселее.

Понимая это, проповедники псевдохристианских организаций спекулируют на этом. Они представляются активными, красноречивыми, современными и привлекательными, способными умело общаться с массами. Когда человек впервые встретит такого вот лощеного индивида, сразу (сам того не понимая) чувствует расположение к нему. Такой новоявленный герой маскируется и воспринимается как дружелюбный, активно желающий помочь в самостановлении, развитии, преодолении жизненных трудностей. Он стремится войти в сферу интересов человека, чтобы впоследствии навязать свое собственное мнение. И в первую очередь такому влиянию подвергается молодежь.

Что же так влечет к ним простого обывателя? Для самого себя я отметил их сильные стороны, которые, на мой взгляд, привлекают к ним и людей в возрасте, и молодежь.

1 (1)1) Лидер псевдохристианских организаций являет собой образ благополучия. Он широко улыбается и кажется, что всем доволен. Только что примкнувший к секте новичок видит в нем образец для подражания. Он не замечает отрицательных качеств, по мере знакомства все больше «влюбляется» в своего руководителя. И это неудивительно, ведь перед собой он видит сильную личность, которая живет не по законам привычного мира, а руководствуется иными правилами—«духовными». У него все хорошо: всегда прекрасно одет, не курит, не пьет, у него хорошая христианская семья, где он—великолепный муж и отец. Адепт не услышит ничего отрицательного в адрес государства. Вопросы политики мало интересуют этих людей. Да они и не важны для них; ведь самое важное—Христос, Царство Небесное, церковь и община.

2) Еще один непременный атрибут духовного лидера—его доступность. У него всегда есть время для задушевной беседы, он всегда готов выслушать и помочь. Он приглашает к себе домой на чашечку чая и если случилась беда, может пожертвовать своими интересами, приехать в назначенное место в условленный час и с тревогой в голосе спросить: «Что случилось, брат?» Стоит адепту общины пропустить раз-другой общение или служение—у него узнают причину отсутствия, предлагают свою помощь.

3) Беседуя с прихожанином, лидер общины льстит ему: «У тебя есть богатые духовные дары, которые ты должен использовать! В тебе нуждается Господь! Ты можешь нести определенный вид служения. Если желаешь,—я помогу тебе начать». И неважно, действительно ли обладает человек такими качествами. Стоит только начать, как человек обнаруживает внутри себя огромный потенциал нереализованных сил. Убеждение в том, что в нем нуждаются, окрыляет его, изменяет его взгляд на себя. И как следствие того—происходит изменение поведения и даже манеры говорить.

4) Но «работа» не прекращается. На каждом общении, при всякой встрече он слышит одни и те же слова Священного Писания и повторяющиеся молитвы. Все это нередко сопровождается музыкальной обработкой. Эти тексты оставляют яркий след в его памяти. Он усваивает речь своих братьев, которая «хорошо» звучит, кажется серьезной в научном или религиозном отношении, но которая имеет смысл только внутри общины.

5) Проповеди пасторов-лидеров не отличаются глубокой богословской нагрузкой. Их тематика, как правило, примитивна и характер обусловлен нуждами и проблемами общины. Человек слышит, что он уже чадо Божие, на нем печать Духа Святого и потому он не может, не должен поступать так, как поступал до своего обращения. Происходит своего рода «установка на добро», что иногда мы называем промывкой мозгов. В его сознании формируется поведенческий стереотип. Он помогает ему преодолевать трудности. В памяти всегда есть соответствующая цитата из Библии, на все готов очень простой ответ. Но иногда шаблоны поведения рушатся, и человек начинает видеть себя таким, каков он есть в действительности. От этого он может впасть в глубокую депрессию и пессимизм. Но узы с общиной стали настолько прочными, что новоиспеченный сектант интуитивно ищет встречи с «братьями», чтобы успокоиться, найти поддержку.

Здесь я не берусь оспаривать правильность приведенных методов работы сектантов. Может быть, нам есть чему поучиться у них. Но мне, как православному христианину, видится, что во всей их деятельности доминирует человеческий фактор, что само по себе уже неверно. Неоднократно я слышал от сектанта: «А наш пастырь говорит…» Лидер сектантской общины ведет людей за собой. Тогда как основная задача истинного пастыря—направлять паству ко Христу, самому оставаясь в тени. Каков бы не был лидер, он всегда остается человеком, со своим несовершенством и недостатками. Я думаю, что основной причиной появления новых религиозных организаций является именно этот факт. Есть сильная личность—лидер,—значит, будет новая община. И как только его не станет, община начинает «болеть».

Сегодня часто обвиняют Церковь в том, что количество сект растет. Но нам всем уже давно пора взять ответственность на себя. Каждый из нас виновен в этом. Большинство граждан нашего государства с надеждой смотрят на Запад, перенимают культуру, образ жизни западного человека, забывая о своей, славянской культуре. Кто виновен в том, что мы забываем свои корни? Кто виноват в том, что в Белоруссии на два брака три развода? Разве Церковь виновна в умножении на улицах наших городов грязных, копошащихся в мусорных баках нищих? Кто из родителей может сегодня сказать, что они являются героями для своих детей?

Церковь, государство и семья должны употребить максимум усилий, чтобы быть примером, лидером. Если наш образ жизни, наше мировоззрение будет достойным подражания, нам не нужно будет говорить об умножении религиозных организаций, их влиянии на наше общество. Потому что оно станет здравым и защищенным от внешних деструктивных воздействий.

    Шевченко Сергей, 
студент IV курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.