Библия о святых и Святости

batushka«Кто светел, тот и свят»,-поет один современный исполнитель. Но что же в действительности означают такие слова как «святость», «святое», «святой человек»? Мы предлагаем вам совершить небольшой экскурс в историю библейского и богословского значения слова «святой».

В славянских языках корни «свят» и «свет» действительно весьма схожи, и, вероятно, взаимосвязаны. Святое, думается, и должно быть светлым.

Если же мы говорим о святом человеке, то прежде всего подразумеваем его нравственную чистоту или даже совершенство.

Но так святость понималась далеко не всегда и не везде. Истоки этого понятия значительно отличаются от его современного значения в европейских языках.

Термин «святость» имеет весьма древнее библейское происхождение. Еврейское слово «кадош»-«святой»-в буквальном переводе означает отделенность, избранность, обособленность.

Значит ли это, что, читая Библию, мы понимаем ее несколько иначе, чем должны были бы понимать?

Как понимали «святость» в ветхозаветной древности?

Мы уже говорили, что для древних иудеев «святое» значило «отделенное». Такое понимание святости отчасти сохранилось и у нас. «Это для меня святое»,-говорим мы. Что мы имеем в виду? Прежде всего то, что мы не решаемся к этому прикасаться. Когда мы говорим так в повседневной жизни, то, как правило, подразумеваем, что вообще-то мы могли бы, у нас есть силы и возможность это тронуть, но мы добровольно, свободно, сами положили между собой и этим «святым» границу, которую не осмеливаемся перейти. То, о чем мы говорим «святое», становится по нашей воле неподвластно нашему расчету и нашим обстоятельствам. Но впервые в таком смысле понятие «святого» было употреблено в первой книге Библии-Бытие. Суббота была названа Богом святым днем и днем покоя для человека. Бог выделил этот день недели из ряда прочих дней и тем самым освятил его.

Святым в Ветхом Завете считается также и то, что человек отделяет от себя и отдает Богу. Например, жертвоприношения. В другой книге Ветхого Завета, Второзаконии (14: 22-29), говорится, что десятина-это не просто то, что ты отдаешь Богу. Нет, оказывается, что десятина-это десятая часть произведений земли, которую ты должен отделить от своего имущества и съесть пред лицем Господним в веселии сердца, не забывая при этом ни сирот, ни левитов. Пасхального агнца нельзя оставлять до утра. Мясо жертв надо съесть в течение одного-двух дней, потому что сказано: это-великая святыня у Господа. Человек ест жертву в веселии сердца-ведь он свободен от своих обычных мыслей: «А может быть, оставить про запас, на черный день? А что я буду есть через неделю? А стоит ли делиться с кем-то?»-и т.п. Человек избавлен от страшного призрака-от призрака будущего. Поэтому и время субботы, время благодарственной жертвы, отданное Богу,-это время человека, свободное время свободного человека. Получается, что смысл благодарственной жертвы не только и не столько в том, что ты даришь что-то Богу,-скорее наоборот-ты получаешь что-то от Него в дар, в благой дар.

В книге Исход, повествующей о том, как Бог вывел народ израильский из Египта, мы встречаем впервые понятие святого места (Исх. 3,5): «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

О святости человека в Библии впервые говорится в той же книге несколькими главами позже (Исх 13, 2). Речь там идет об отделении Богу перворожденных младенцев. Это значит, что они вступали с Богом в особые, только им разрешенные отношения. В этом же смысле святым был народ Израильский. Бог избрал этот народ себе из множества других народов.

И наконец, святость предметов значила, что они не могли быть использованы всегда и везде, а только для особых богослужебных целей.

Но несмотря на очевидную связь понятия святости со сферой вне- или надмирной, есть в Ветхом Завете и более доступное для человека ее понимание. По иудейским представлениям и человек мог приближаться к Источнику святости-Богу, исполняя Синайские заповеди. Эта мысль отражена также в талмудической традиции. В одном из благословений говориться: «Слава Тебе, Вечный, наш Бог, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями…»

Таким образом, святость в Ветхом Завете является лишь уделом избранных.

А как бы вы отреагировали, если бы кто-то назвал вас святым? «Странный вопрос. Да с чего бы меня вдруг святым называть стали? Святые-это люди, избранные Богом и руководимые Им»,-скажете вы. Возразить на это непросто. На вашей стороне древнее библейское понимание святости. Но не удивляйтесь, сам апостол Павел всех христиан, в том числе и вас, называет святыми! (Рим. 11, 16)

К какой святости призывал Христос и его ученики?

untitled-1В Новом Завете Христос освобождает каждого человека от суеты и зависимости от тленного. Для того, чтобы человек сам стал свободным от земных условий существования, т.е. стал подлинным хозяином самого себя, он должен принести свои желания Богу, доверить Ему Одному свою жизнь. Это доверие открывает смертным людям совершенно новые возможности и вообще делает их бессмертными. Когда однажды апостолы восхитились одним из чудес, которое совершил Христос, Он сказал им: «Если будете иметь веру и не усомнитесь, то если и горе этой скажете: «поднимись и ввергнись в море»,-будет» (Мф.21,21). Святой Нового Завета, святой христианской Церкви-это всегда чудотворец, т.е. человек, творящий чудеса, и эти чудеса не прекращаются и после его смерти, ведь он по сути и не умирает. Иисус Христос избавляет человека не только от страха смерти, но и от самой смерти: «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин 11, 26). Святые христиане приносят свою жизнь в жертву Богу и этим они освобождаются от страха будущего, они становятся свободными и независимыми в полном и абсолютном смысле этих слов. Они не боятся смерти, но наоборот, ждут ее как начало новой жизни.

Тема святости христиан звучит особенно ясно в посланиях апостола Павла. Большинство своих писем он адресует «призванным святым», «всем святым», «святым во Христе Иисусе», «святым и верным братьям в Иисусе Христе». Для апостола святость есть одновременно начало христианской жизни и ее цель.

В послании к ефесским христианам важнейшей задачей пастырей Церкви апостол Павел называет «совершение святых» (Еф 4,12). Весьма примечательно, что греческий оригинал слова «совершение»-«катартисмос» обозначает приведение чего-либо в естественное состояние.

Действительно, для христиан святость-естественное состояние. Можно сказать, что святость-это естественное следствие человеческого решения быть со Христом. Однако святость-это еще и характеристика всей христианской Церкви, людей, выбравших жизнь со Христом, и, с другой стороны, каждый христианин должен действительно стать святым в течение всего своего жизненного пути. Не случайно на Литургии священник напоминает: «Святая-святым» («Святая»-двойственное число-архаичная форма славянского языка. Имеется в виду Тело и Кровь Христовы, которые вскоре после этого возгласа будут преподаны верующим). Христос Свят, а значит, ничто несвятое не может быть вместе с Ним, а значит те, кто приобщается Христу, т.е. христиане,-святы. Что же нужно, чтобы это стало реальностью и для нас?

Решимость,-отвечает преподобный Серафим Саровский. Да, именно те люди, которые решились быть со Христом, могут произносить эти слова: «Святая-святым».

Юрий Рой,
студент III курса МинДА и 
Павел Бубнов,
МинДА

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Представители Минской духовной семинарии приняли участие в Общем собрании Минской епархии

В работе собрания приняли участие ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, секретарь Ученого совета протодиакон Георгий Пшенко, заведующий кафедрой церковной истории протоиерей Александр Романчук и проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев.