Библия о святых и Святости

1 (1)«Кто светел, тот и свят»,-поет один современный исполнитель. Но что же в действительности означают такие слова как «святость», «святое», «святой человек»? Мы предлагаем вам совершить небольшой экскурс в историю библейского и богословского значения слова «святой».

В славянских языках корни «свят» и «свет» действительно весьма схожи, и, вероятно, взаимосвязаны. Святое, думается, и должно быть светлым.

Если же мы говорим о святом человеке, то прежде всего подразумеваем его нравственную чистоту или даже совершенство.

Но так святость понималась далеко не всегда и не везде. Истоки этого понятия значительно отличаются от его современного значения в европейских языках.

Термин «святость» имеет весьма древнее библейское происхождение. Еврейское слово «кадош»-«святой»-в буквальном переводе означает отделенность, избранность, обособленность.

Значит ли это, что, читая Библию, мы понимаем ее несколько иначе, чем должны были бы понимать?

Как понимали «святость» в ветхозаветной древности?

Мы уже говорили, что для древних иудеев «святое» значило «отделенное». Такое понимание святости отчасти сохранилось и у нас. «Это для меня святое»,-говорим мы. Что мы имеем в виду? Прежде всего то, что мы не решаемся к этому прикасаться. Когда мы говорим так в повседневной жизни, то, как правило, подразумеваем, что вообще-то мы могли бы, у нас есть силы и возможность это тронуть, но мы добровольно, свободно, сами положили между собой и этим «святым» границу, которую не осмеливаемся перейти. То, о чем мы говорим «святое», становится по нашей воле неподвластно нашему расчету и нашим обстоятельствам. Но впервые в таком смысле понятие «святого» было употреблено в первой книге Библии-Бытие. Суббота была названа Богом святым днем и днем покоя для человека. Бог выделил этот день недели из ряда прочих дней и тем самым освятил его.

Святым в Ветхом Завете считается также и то, что человек отделяет от себя и отдает Богу. Например, жертвоприношения. В другой книге Ветхого Завета, Второзаконии (14: 22-29), говорится, что десятина-это не просто то, что ты отдаешь Богу. Нет, оказывается, что десятина-это десятая часть произведений земли, которую ты должен отделить от своего имущества и съесть пред лицем Господним в веселии сердца, не забывая при этом ни сирот, ни левитов. Пасхального агнца нельзя оставлять до утра. Мясо жертв надо съесть в течение одного-двух дней, потому что сказано: это-великая святыня у Господа. Человек ест жертву в веселии сердца-ведь он свободен от своих обычных мыслей: «А может быть, оставить про запас, на черный день? А что я буду есть через неделю? А стоит ли делиться с кем-то?»-и т.п. Человек избавлен от страшного призрака-от призрака будущего. Поэтому и время субботы, время благодарственной жертвы, отданное Богу,-это время человека, свободное время свободного человека. Получается, что смысл благодарственной жертвы не только и не столько в том, что ты даришь что-то Богу,-скорее наоборот-ты получаешь что-то от Него в дар, в благой дар.

В книге Исход, повествующей о том, как Бог вывел народ израильский из Египта, мы встречаем впервые понятие святого места (Исх. 3,5): «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

О святости человека в Библии впервые говорится в той же книге несколькими главами позже (Исх 13, 2). Речь там идет об отделении Богу перворожденных младенцев. Это значит, что они вступали с Богом в особые, только им разрешенные отношения. В этом же смысле святым был народ Израильский. Бог избрал этот народ себе из множества других народов.

И наконец, святость предметов значила, что они не могли быть использованы всегда и везде, а только для особых богослужебных целей.

Но несмотря на очевидную связь понятия святости со сферой вне- или надмирной, есть в Ветхом Завете и более доступное для человека ее понимание. По иудейским представлениям и человек мог приближаться к Источнику святости-Богу, исполняя Синайские заповеди. Эта мысль отражена также в талмудической традиции. В одном из благословений говориться: «Слава Тебе, Вечный, наш Бог, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями…»

Таким образом, святость в Ветхом Завете является лишь уделом избранных.

А как бы вы отреагировали, если бы кто-то назвал вас святым? «Странный вопрос. Да с чего бы меня вдруг святым называть стали? Святые-это люди, избранные Богом и руководимые Им»,-скажете вы. Возразить на это непросто. На вашей стороне древнее библейское понимание святости. Но не удивляйтесь, сам апостол Павел всех христиан, в том числе и вас, называет святыми! (Рим. 11, 16)

К какой святости призывал Христос и его ученики?

1 (1)

Тема святости христиан звучит особенно ясно в посланиях апостола Павла. Большинство своих писем он адресует «призванным святым», «всем святым», «святым во Христе Иисусе», «святым и верным братьям в Иисусе Христе». Для апостола святость есть одновременно начало христианской жизни и ее цель.

В послании к ефесским христианам важнейшей задачей пастырей Церкви апостол Павел называет «совершение святых» (Еф 4,12). Весьма примечательно, что греческий оригинал слова «совершение»-«катартисмос» обозначает приведение чего-либо в естественное состояние.

Действительно, для христиан святость-естественное состояние. Можно сказать, что святость-это естественное следствие человеческого решения быть со Христом. Однако святость-это еще и характеристика всей христианской Церкви, людей, выбравших жизнь со Христом, и, с другой стороны, каждый христианин должен действительно стать святым в течение всего своего жизненного пути. Не случайно на Литургии священник напоминает: «Святая-святым» («Святая»-двойственное число-архаичная форма славянского языка. Имеется в виду Тело и Кровь Христовы, которые вскоре после этого возгласа будут преподаны верующим). Христос Свят, а значит, ничто несвятое не может быть вместе с Ним, а значит те, кто приобщается Христу, т.е. христиане,-святы. Что же нужно, чтобы это стало реальностью и для нас?

Решимость,-отвечает преподобный Серафим Саровский. Да, именно те люди, которые решились быть со Христом, могут произносить эти слова: «Святая-святым».

    Юрий Рой,
студент III курса МинДА и 
Павел Бубнов,
МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.