Слово главного редактора

Еще только вынашивая идею о том, чтобы один из номеров нашего журнала посвятить теме святости, я поделился этой мыслью с одним из моих нецерковных друзей. «Как ты думаешь,—спросил я,—насколько актуальна и интересна может быть эта тема для современного молодого человека?»

—«Святость?! Да это то же самое, что обсуждать, есть ли жизнь на Марсе. Святость и святые чудотворцы—понятия из области мифологии. Вы что, сказки хотите рассказывать?»

Ничего не скажешь. Ответ исчерпывающий. Решение принято. В этом номере займемся астрономией: попытаемся опровергнуть представление о христианской святости как о мифе и докажем существование звезд христианской духовности!

Задача не из простых. При подобных обсуждениях требуют, как правило, четких рациональных доказательств. Оговоримся и скажем, что мы не ставим себе подобной цели. Святость, как впрочем и многое другое в христианском учении, относится к области веры и поэтому доказательства разума не смогут дать исчерпывающего ответа. Вера потому и называется верой, что бездоказательна. Но далеко не все наши читатели—люди церковные и религиозные. Поэтому наша цель—диалог.

Итак, какие же представления о святости и святых бытуют в народном сознании? Какие ассоциации, например, вызывает у обычного (имеется в виду нецерковного) человека словосочетание «святая жизнь»? Если речь идет о «церковной» святости, то это, в первую очередь, жизнь, лишенная всех радостей. Во-вторых, жизнь совершенно чуждая нам, бескровная и неестественная, а поэтому и не настоящая. Иногда это воспринимается даже как некий вид ханжества. В литературе и поэзии зачастую воспеваются образы «настоящих»=страстных людей. «Без страстей не может быть поэзии»,—писал Белинский.

Есть и житейское разумение святости, которое гораздо ближе и понятнее нам. Как святых в этом случае определяют людей, от природы необычайно добрых, отзывчивых, жертвенных. Кроме того, каждый из нас определяет для себя что-то святое. Для кого-то святое—родительский дом, для кого-то—выпить пива после бани, еще для кого-то—чтение.

Что же такое «церковная» святость? Кто такие «официальные» святые? Не употребляя язык Церкви, именно так приходится формулировать эти главные вопросы 11-го номера «Ступеней». Ведь для многих наших современников «святость» и видится лишь необходимой составляющей «церковно-официальной» идеологии.

Попытаться разрушить этот укоренившийся стереотип—наш святой христианский долг.

    Юрий Рой,
студент III курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.