Святитель Нектарий Пентапольский

1 (1)Святитель Нектарий Пентапольский явился тем человеком, который смиренно принес всего себя в благоприятную жертву Богу. После его праведной кончины Господь прославил его неисчислимым множеством чудес от мощей, сохранявшихся в течение десятилетий нетленными и источавшими неизреченное благоухание. Святой Нектарий стал для Православной Церкви даром Божиим, а его праведная жизнь и преподобная кончина подтверждают то, что не перестанет Святая Церковь приносить в дар человечеству святых даже до скончания века.

Святитель Нектарий родился в Силиврии Фракийской (недалеко от Константинополя) 1 октября 1846 года. Родители его Димос и Балу (Мария) Кефаласы кроме Анастасия (такое имя получил в крещении св. Нектарий) имели еще шестеро детей. Когда родители учили маленького Анастасия молитвам, то при чтении 50-го псалма он останавливался на стихе «Научу беззаконныя путем Твоим…» и повторял его множество раз, прообразуя тем самым свою будущую проповедническую деятельность, через которую многие были научены Закону Господню, многие отвратились от беззаконий и возвратились на пути благочестия и спасения. Будучи семилетним отроком, он стал покупать бумагу и сшивать ее, а на вопрос матери, зачем он это делает, отвечал, что готовит книги, чтобы писать в них слова Божии. В четырнадцать лет, горя желанием продолжить учебу, переехал в Константинополь. Здесь суровым трудом зарабатывал себе на хлеб, работая на одном из табачных складов. Пребывая непрестанно в молитве и чтении святых отцов, он старался и другим принести пользу, отпуская покупателям товар в обертках, на которых, по его словам, он записывал душеполезные изречения подвижников. Почти каждый день он посещал храм Святогробского подворья, где и прислуживал.

В 1866 году св. Нектарий переехал на остров Хиос, где в течение семи лет работал учителем в школе. Будучи с детства ревнителем монашеского жития, по достижении своего тридцатилетия принял постриг с именем Лазарь в монастыре Святых Отцов на том же острове Хиос, а затем 15 января 1877 года был рукоположен во диакона с наречением имени Нектарий (доныне в Греции есть обычай менять имя при хиротонии).

В 1881-1885 годах св. Нектарий учился на богословском факультете Афинского университета, который успешно окончил с общим баллом «хорошо» в аттестате. По окончании учебы переехал в Александрию, где патриархом Софронием, ценившим образованных клириков и привлекавшим их к себе, был рукоположен во пресвитера. Спустя пять месяцев был возведен в сан Великого Архимандрита и назначен Духовником Патриархии. В это время поле его деятельности было самым разнообразным: с великой ревностью и самоотвержением он неустанно трудится в Каире, исповедуя, посещая больницы и дома престарелых, проповедуя, заботясь об обновлении храмов, составляя и издавая книги. С еще большей энергией он продолжает эти труды после рукоположения его во епископа 15 января 1889 года. Он стал митрополитом Пентапольским. Это была некогда знаменитая кафедра в Ливии, но с VII века она стала приходить в упадок и в конце концов перестала существовать. По существу св. Нектарий был лишь титулярным епископом.

Однако великая любовь и почитание простого православного народа вызвали, как это порой случается, зависть некоторых высокопоставленных лиц из Патриархии. Они обвинили святого в стремлении занять патриарший престол и возвели на него злобную клевету в его якобы неподобающем нравственном поведении. Покровительствовавший ему вначале патриарх Софроний поверил клевете и святой Нектарий летом 1890 года был изгнан из Египта. Этот факт на многие десятилетия омрачил историю Александрийской Церкви, и только недавно нынешний патриарх Петр, посетив остров Эгина во время торжеств памяти святого, официально принес святителю покаяние от лица своей Церкви за эту несправедливость к нему.

Итак, св. Нектарий был вынужден в течение четырех лет странствовать по различным областям Греции (Афины, Эвбия, Спарта, Ламия) и исполнять возложенное на него Синодом служение-проповедовать слово Божие. Наконец, в 1894 году он назначается директором Афинской церковной школы, называемой Ризарион. Здесь его образ оставил о себе самые яркие воспоминания в душах воспитанников школы-будущих священнослужителей. «Он молился,-вспоминал впоследствии один из них,-без преувеличения денно и нощно, молился за спасение всего мира. Непамятозлобный, он любил всех, а лукавых обезоруживал своим чистым взором. Он был человеком, но жил по-ангельски». В это же время несколько благочестивых женщин, его духовных чад, выразили свое желание стать монахинями, что и побудило св. Нектария к основанию женского монастыря. Вскоре нашлось подходящее место на острове Эгина, и с помощью Божией там был заново возведен разрушенный монастырь. В 1907 году святитель оставляет (по причине слабого здоровья) Ризарион и переселяется в основанную им обитель на Эгину, где он пребывал до своей кончины.

9-го ноября 1920 года святитель мирно почил, предав блаженную свою душу в руки Божии. Его благоухающие мощи более четверти века сохранялись полностью нетленными, но к 1953 году, когда мощи были перенесены из гроба святого в храм, его тело истлело. Об этом предсказал сам святитель Нектарий: явившись одному благочестивому христианину, он пояснил, что Господь благоволил остаться только косточкам, чтобы они распространились по всему миру, где только ни будет находиться храм в честь его имени.

Упомянем об одном из многочисленных чудес святого Нектария.

Корабль, совершавший плавание по Средиземному морю, попал в шторм, и ему угрожало потопление. Капитан, не видя надежды на спасение, приказал всем покинуть судно. Сам же спустился в рубку за судовым журналом. Вдруг он увидел там спокойно сидевшего седого старца. Поскольку на корабле не было священников, капитан принял его за «зайца» и спросил: «Ты что здесь делаешь?» «Не бойся,-ответил мирно старец,-никто из вас не потерпит никакого вреда. Скажи, чтобы все возвратились на судно». «Откуда ты это знаешь?-спросил с недоумением капитан.-Корабль тонет!» «Чадо,-успокоил его старец,-я из Эгины. На твоем корабле есть многие, которые меня знают. Итак, сейчас пойди, возьми лампадку от святителя Николая и брось ее в море». Тот повиновался, и совершилось чудо! Тотчас же шторм утих, и на море сделалась тишина. Тогда капитан зовет всех, кто был из Эгины, и спрашивает, какого святого они имеют у себя на острове. «Святого Нектария!»-в один голос ответили они. «Знаете, что святой Нектарий пришел к нам на корабль и сейчас находится внутри?» Осенив себя крестным знамением, все бросились внутрь, но святитель уже исчез, сотворив это чудо спасения корабля.

Приведем также некоторые из поучений святителя.

О вере: «Сколь велика, сколь чудесна сила веры! Основания земли подвигаются, стихии покоряются, горы переносятся, и вообще всякое могущественное противодействие против силы веры склоняет свою шею и смиряется перед нею. Человеческий разум чувствует свое ничтожество перед ее величием. Напрасно духи гордыни хотят проникнуть в таинство веры, напрасно трудятся стремящиеся постигнуть непостижимое. Неудача их огорчает, а превозношение приводит их в гнев. Одержимые этим гневом, они осуждают веру, а в гордыне своей презирают ее».

«Доверьтесь Богу Благому, Сильному, Живому, хотящему ввести вас в покой. За испытаниями следует духовная радость. Господь Своею любовью внимает терпящим испытания и скорби. Да не смущается сердце ваше, да не устрашается, яко с нами Бог!»

В вопросе об инославных св.Нектарий как истинный иерарх стоял за православную веру и боролся с еретиками, однако с болью воспринимал разделение церквей и стремился к тому, чтобы христиане различных деноминаций воспринимали друг друга не как врагов, но как чад единого Бога. Он писал: «Ревнитель не по разуму есть человек несчастный и достойный всякого сожаления».

О моральных качествах клириков: «Духовный пастырь обязан дома, и в церкви, и в общении-везде и всегда хранить образ своего священнического достоинства (священнолепия), которое всегда должно украшать его. Иерей, не исполняющий этого и следующий чуждому жительству, трудится напрасно и черпает в дырявый сосуд, требуя от паствы благоговения и почитания. Достоинство для священника есть та истинная одежда, которая украшает его более всякого украшения. Достойный иерей приносит в сердца верных упокоение, мир совести, становится для них примером христианской жизни, являет собой живой образ христианской религии, по которому о божественности евангельских начал могут судить даже внешние. Они, удивляясь образу, удивляются нашей божественной вере и говорят: «Смотрите, какие есть у христиан пастыри!» Достоинство отражает нападения, заграждает и несмолкающие уста, охраняет отовсюду священника и делает его непреодолимым».

Святитель Нектарий был истинным монахом и любил монашество, украшенное подвигами и добродетелями. Сохранились его поучения монашествующим: «Утверждай свое призвание, храни свое исповедание, подтверждай свою веру, укрепляй свою надежду, свидетельствуй о своей любви, храни свое жительство безукоризненным, чтобы угодить Господу… Пост, бдение и молитва суть средства к достижению цели, но не цель, ради которой вы удалились в пустыню. Подвизайтесь, чтобы освободиться от душевных страстей… Служение доброе Богу и жертва Ему благоприятная есть дух сокрушенный и сердце смиренное, но не дух вознесенный и надменный и сердце безжалостное и страстное. Подвизайтесь прежде всего смирить ваш эгоизм… Девственница становится святой, когда она чтит свое тело как святую скинию, в которую вселился Бог, хранит его чистым и непорочным, а душу или дух хранит неоскверненной страстями… Считаю своим долгом сказать вам (монахиням), что вы должны иметь особенное внимание в отношениях между собой и иметь благоговение к священным лицам… Тело подчиняем и порабощаем не для того, чтобы оно стало ненужным для служения душе, но чтобы оно не восставало против духа. Ослабивший тело и доведший его до состояния, когда оно не может служить душе, сотворил ее (т.е. душу) рабою раба… Советую вам иметь рассуждение и разумность во всем и не впадать в крайности. Строгости шествуют рядом с умеренностью добродетели. Когда вы здоровы, тогда преуспеваете, когда же болеете-напрасны ваши труды. Не натягивайте струну сверх меры. Научитесь, что Бог не по принуждению дает дары, но дарует их, когда хочет».

  Иеромонах
Иоасаф (Морза),
преподаватель МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.