Святитель Нектарий Пентапольский
Святитель Нектарий Пентапольский явился тем человеком, который смиренно принес всего себя в благоприятную жертву Богу. После его праведной кончины Господь прославил его неисчислимым множеством чудес от мощей, сохранявшихся в течение десятилетий нетленными и источавшими неизреченное благоухание. Святой Нектарий стал для Православной Церкви даром Божиим, а его праведная жизнь и преподобная кончина подтверждают то, что не перестанет Святая Церковь приносить в дар человечеству святых даже до скончания века.
Святитель Нектарий родился в Силиврии Фракийской (недалеко от Константинополя) 1 октября 1846 года. Родители его Димос и Балу (Мария) Кефаласы кроме Анастасия (такое имя получил в крещении св. Нектарий) имели еще шестеро детей. Когда родители учили маленького Анастасия молитвам, то при чтении 50-го псалма он останавливался на стихе «Научу беззаконныя путем Твоим…» и повторял его множество раз, прообразуя тем самым свою будущую проповедническую деятельность, через которую многие были научены Закону Господню, многие отвратились от беззаконий и возвратились на пути благочестия и спасения. Будучи семилетним отроком, он стал покупать бумагу и сшивать ее, а на вопрос матери, зачем он это делает, отвечал, что готовит книги, чтобы писать в них слова Божии. В четырнадцать лет, горя желанием продолжить учебу, переехал в Константинополь. Здесь суровым трудом зарабатывал себе на хлеб, работая на одном из табачных складов. Пребывая непрестанно в молитве и чтении святых отцов, он старался и другим принести пользу, отпуская покупателям товар в обертках, на которых, по его словам, он записывал душеполезные изречения подвижников. Почти каждый день он посещал храм Святогробского подворья, где и прислуживал.
В 1866 году св. Нектарий переехал на остров Хиос, где в течение семи лет работал учителем в школе. Будучи с детства ревнителем монашеского жития, по достижении своего тридцатилетия принял постриг с именем Лазарь в монастыре Святых Отцов на том же острове Хиос, а затем 15 января 1877 года был рукоположен во диакона с наречением имени Нектарий (доныне в Греции есть обычай менять имя при хиротонии).
В 1881-1885 годах св. Нектарий учился на богословском факультете Афинского университета, который успешно окончил с общим баллом «хорошо» в аттестате. По окончании учебы переехал в Александрию, где патриархом Софронием, ценившим образованных клириков и привлекавшим их к себе, был рукоположен во пресвитера. Спустя пять месяцев был возведен в сан Великого Архимандрита и назначен Духовником Патриархии. В это время поле его деятельности было самым разнообразным: с великой ревностью и самоотвержением он неустанно трудится в Каире, исповедуя, посещая больницы и дома престарелых, проповедуя, заботясь об обновлении храмов, составляя и издавая книги. С еще большей энергией он продолжает эти труды после рукоположения его во епископа 15 января 1889 года. Он стал митрополитом Пентапольским. Это была некогда знаменитая кафедра в Ливии, но с VII века она стала приходить в упадок и в конце концов перестала существовать. По существу св. Нектарий был лишь титулярным епископом.
Однако великая любовь и почитание простого православного народа вызвали, как это порой случается, зависть некоторых высокопоставленных лиц из Патриархии. Они обвинили святого в стремлении занять патриарший престол и возвели на него злобную клевету в его якобы неподобающем нравственном поведении. Покровительствовавший ему вначале патриарх Софроний поверил клевете и святой Нектарий летом 1890 года был изгнан из Египта. Этот факт на многие десятилетия омрачил историю Александрийской Церкви, и только недавно нынешний патриарх Петр, посетив остров Эгина во время торжеств памяти святого, официально принес святителю покаяние от лица своей Церкви за эту несправедливость к нему.
Итак, св. Нектарий был вынужден в течение четырех лет странствовать по различным областям Греции (Афины, Эвбия, Спарта, Ламия) и исполнять возложенное на него Синодом служение-проповедовать слово Божие. Наконец, в 1894 году он назначается директором Афинской церковной школы, называемой Ризарион. Здесь его образ оставил о себе самые яркие воспоминания в душах воспитанников школы-будущих священнослужителей. «Он молился,-вспоминал впоследствии один из них,-без преувеличения денно и нощно, молился за спасение всего мира. Непамятозлобный, он любил всех, а лукавых обезоруживал своим чистым взором. Он был человеком, но жил по-ангельски». В это же время несколько благочестивых женщин, его духовных чад, выразили свое желание стать монахинями, что и побудило св. Нектария к основанию женского монастыря. Вскоре нашлось подходящее место на острове Эгина, и с помощью Божией там был заново возведен разрушенный монастырь. В 1907 году святитель оставляет (по причине слабого здоровья) Ризарион и переселяется в основанную им обитель на Эгину, где он пребывал до своей кончины.
9-го ноября 1920 года святитель мирно почил, предав блаженную свою душу в руки Божии. Его благоухающие мощи более четверти века сохранялись полностью нетленными, но к 1953 году, когда мощи были перенесены из гроба святого в храм, его тело истлело. Об этом предсказал сам святитель Нектарий: явившись одному благочестивому христианину, он пояснил, что Господь благоволил остаться только косточкам, чтобы они распространились по всему миру, где только ни будет находиться храм в честь его имени.
Упомянем об одном из многочисленных чудес святого Нектария.
Корабль, совершавший плавание по Средиземному морю, попал в шторм, и ему угрожало потопление. Капитан, не видя надежды на спасение, приказал всем покинуть судно. Сам же спустился в рубку за судовым журналом. Вдруг он увидел там спокойно сидевшего седого старца. Поскольку на корабле не было священников, капитан принял его за «зайца» и спросил: «Ты что здесь делаешь?» «Не бойся,-ответил мирно старец,-никто из вас не потерпит никакого вреда. Скажи, чтобы все возвратились на судно». «Откуда ты это знаешь?-спросил с недоумением капитан.-Корабль тонет!» «Чадо,-успокоил его старец,-я из Эгины. На твоем корабле есть многие, которые меня знают. Итак, сейчас пойди, возьми лампадку от святителя Николая и брось ее в море». Тот повиновался, и совершилось чудо! Тотчас же шторм утих, и на море сделалась тишина. Тогда капитан зовет всех, кто был из Эгины, и спрашивает, какого святого они имеют у себя на острове. «Святого Нектария!»-в один голос ответили они. «Знаете, что святой Нектарий пришел к нам на корабль и сейчас находится внутри?» Осенив себя крестным знамением, все бросились внутрь, но святитель уже исчез, сотворив это чудо спасения корабля.
Приведем также некоторые из поучений святителя.
О вере: «Сколь велика, сколь чудесна сила веры! Основания земли подвигаются, стихии покоряются, горы переносятся, и вообще всякое могущественное противодействие против силы веры склоняет свою шею и смиряется перед нею. Человеческий разум чувствует свое ничтожество перед ее величием. Напрасно духи гордыни хотят проникнуть в таинство веры, напрасно трудятся стремящиеся постигнуть непостижимое. Неудача их огорчает, а превозношение приводит их в гнев. Одержимые этим гневом, они осуждают веру, а в гордыне своей презирают ее».
«Доверьтесь Богу Благому, Сильному, Живому, хотящему ввести вас в покой. За испытаниями следует духовная радость. Господь Своею любовью внимает терпящим испытания и скорби. Да не смущается сердце ваше, да не устрашается, яко с нами Бог!»
В вопросе об инославных св.Нектарий как истинный иерарх стоял за православную веру и боролся с еретиками, однако с болью воспринимал разделение церквей и стремился к тому, чтобы христиане различных деноминаций воспринимали друг друга не как врагов, но как чад единого Бога. Он писал: «Ревнитель не по разуму есть человек несчастный и достойный всякого сожаления».
О моральных качествах клириков: «Духовный пастырь обязан дома, и в церкви, и в общении-везде и всегда хранить образ своего священнического достоинства (священнолепия), которое всегда должно украшать его. Иерей, не исполняющий этого и следующий чуждому жительству, трудится напрасно и черпает в дырявый сосуд, требуя от паствы благоговения и почитания. Достоинство для священника есть та истинная одежда, которая украшает его более всякого украшения. Достойный иерей приносит в сердца верных упокоение, мир совести, становится для них примером христианской жизни, являет собой живой образ христианской религии, по которому о божественности евангельских начал могут судить даже внешние. Они, удивляясь образу, удивляются нашей божественной вере и говорят: «Смотрите, какие есть у христиан пастыри!» Достоинство отражает нападения, заграждает и несмолкающие уста, охраняет отовсюду священника и делает его непреодолимым».
Святитель Нектарий был истинным монахом и любил монашество, украшенное подвигами и добродетелями. Сохранились его поучения монашествующим: «Утверждай свое призвание, храни свое исповедание, подтверждай свою веру, укрепляй свою надежду, свидетельствуй о своей любви, храни свое жительство безукоризненным, чтобы угодить Господу… Пост, бдение и молитва суть средства к достижению цели, но не цель, ради которой вы удалились в пустыню. Подвизайтесь, чтобы освободиться от душевных страстей… Служение доброе Богу и жертва Ему благоприятная есть дух сокрушенный и сердце смиренное, но не дух вознесенный и надменный и сердце безжалостное и страстное. Подвизайтесь прежде всего смирить ваш эгоизм… Девственница становится святой, когда она чтит свое тело как святую скинию, в которую вселился Бог, хранит его чистым и непорочным, а душу или дух хранит неоскверненной страстями… Считаю своим долгом сказать вам (монахиням), что вы должны иметь особенное внимание в отношениях между собой и иметь благоговение к священным лицам… Тело подчиняем и порабощаем не для того, чтобы оно стало ненужным для служения душе, но чтобы оно не восставало против духа. Ослабивший тело и доведший его до состояния, когда оно не может служить душе, сотворил ее (т.е. душу) рабою раба… Советую вам иметь рассуждение и разумность во всем и не впадать в крайности. Строгости шествуют рядом с умеренностью добродетели. Когда вы здоровы, тогда преуспеваете, когда же болеете-напрасны ваши труды. Не натягивайте струну сверх меры. Научитесь, что Бог не по принуждению дает дары, но дарует их, когда хочет».
Иеромонах
Иоасаф (Морза),
преподаватель МинДС