Церковь по-индийски или христианство в стране священной коровы

1 (1)Что мы знаем о религиозной жизни Индии? Родина индуизма и страна, где корову почитают священным животным. А известно ли вам, что Индия — страна с древней христианской традицией? Нам посчастливилось побеседовать с христианином из Индии, преподавателем индийской семинарии священником Саджи. Предлагаем вашему вниманию его рассказ о христианской Церкви в Индии.

-Когда говорят о религии в Индии, то многие вообще не знают о сущетвовании там христианства. Расскажите, пожалуйста, об истории распространения христианства в вашей стране и о современном положении Индийской Церкви.

-Согласно древнему христианскому преданию, христианство в Индии проповедал еще в I веке апостол Фома. Его проповедь затронула прежде всего юго-западную часть полуострова. Теперь это район города Керала. Апостол крестил многие семьи, рукоположил священников, и, таким образом, еще в первом веке в Индии зародилась христианская Церковь. Но что случилось в ходе столетий? Священники, рукоположенные апостолом, умерли, а новые не были рукоположены, т.к. Индийская Церковь во-первых, не имела своего епископа, и во вторых, была изолирована от римско-эллинской цивилизации.

Возрождение христианства в Индии началось в 345 году. В Индию пришла группа из 400 переселенцев из Сирии, из города Эдесса, теперь это территория современной Турции. Эту группу возглавлял епископ, были также и священники. Они поселились в Керале. С IV столетия сирийское христианство присутствует в Индии. Столетия до пришествия европейцев сирийская христианская традиция процветала на полуострове. С пришествием первых европейцев начинается закат традиционного христианства. Пришедшие миссионеры пытались латинизировать индийскую Церковь. Самым тяжелым временем были века с XIV по XVI. Несмотря ни на что индийская Церковь снова восстановила отношения с Антиохийским патриархом и это послужило толчком для активизации ее деятельности.

Есть еще один важный аспект, которым определялось положение христианской Церкви в Индии. Общеизвестно, что в Индии существовала система каст. Проповедь апостола Фомы была обращена прежде всего к высшему классу общества-браминам. Собственно их семьи и составили костяк христианских общин. Поэтому положение христиан в индийском обществе было довольно прочным. И даже когда пришли христиане из Сирии, они унаследовали эти права и привилегии. Мало того, их религиозный авторитет был настолько велик, что, по предписанию одного из правителей Индии, осквернившемуся прикосновением к бескастовому для очищения было достаточно прикоснутся к христианскому священнику. Многие из христиан были весьма преуспевающими купцами и торговцами, приносившими в казну государства немалый доход. Уважение к христианам в Индии было действительно велико. Их называли благословением Индии. Христиане имели возможность беспрепятственно строить свои храмы. Самый старейший сохранившийся храм Индии датируется VII веком. Сначала этот храм был освящен во имя Божией Матери. Сейчас он называется Георгиевским.

Что касается современного положения нашей Церкви, то в настоящее время у нас действуют две духовных семинарии и богословский факультет. В одной семинарии на сегодняшний день обучается 120 студентов, в другой-150. В Индии теперь проживает около 3 млн. христиан сирийской традиции. Синод нашей Церкви составляет на данный момент 45 епископов. В Индии насчитывается около 1700-1800 храмов нашей Церкви. Внутреннюю жизнь индийского христианства омрачил раскол. Отделилась группа христиан, требующая церковной независимости Индии от сирийского патриарха. Хотя и это не так страшно, т.к. этот раскол имеет своей причиной не вероучительные разногласия, а лишь административные.

Наша Церковь живет полноценной жизнью и несет полноценное христианское свидетельство в индийском обществе.

-Какую миссию осуществляет Индийская Церковь? Ставите ли вы себе целью обращение индуистов?

1 (1)

-Спасибо, это очень интересный вопрос. Многие удивляются тому факту, что несмотря на то, что христианская Церковь присутствует в регионе с самых первых веков христианства, она не совершила таких значительных миссионерских успехов, как скажем, христианские Церкви в Европе и на Ближнем Востоке. На сегодняшний день в Индии 2,6% христиан. Большинство проживает в регионе Кералы.

Почему миссия не состоялась? По моему мнению, причина в том, что христианская Церковь очень сильно инкультурирована. Многие индийские обряды и даже религиозные представления были адаптированы христианством. И это вполне нормальный процесс. Хинду очень скоро перестали расценивать христианскую Церковь как элемент чужеродный. Для них она стала как бы одной из форм выражения их национальной веры. Из-за этого формальный переход перестал считаться необходимостью. До сих пор христиане и индуисты празднуют вместе христианские праздники. Индуизм-это очень толерантная религия. Они почитают Иисуса Христа Богом, почитают Марию. Поэтому наше представление о миссии нашей Церкви заключается не в пропаганде христианства и его насаждении, что имело место у европейских миссионеров, а свидетельство нашей христианской жизнью. Мы должны жить по-христиански. И если кто-то хочет к нам присоединиться-добро пожаловать! Еще один важный момент, что мы верим в Христа как Спасителя всего человечества. И хинду также имеют религиозный опыт и опыт религиозного откровения. Мы не должны оскорблять их веру, но мы можем пригласить их к диалогу, пригласить их в христианскую церковь. И если кто-то убеждается в истинности христианства, он становится членом нашей Церкви. Западные формы миссионерства и пропаганды нам чужды. Если индуист, не принявший христианского крещения, ведет высоконравственный образ жизни, образ жизни настоящего христианина, мы высоко ценим это. Хочу привести в пример Махатму Ганди. Он не был христианином, но его образ жизни был поистине христианским.

-И все-таки Индия-индуистская страна. Что значит и трудно ли быть там христианином и священником?

-Как раз наоборот. В Индии это гораздо проще. Индийская культура и индуизм не представляют собой идеологического монолита. Это поликультура и полирелигия. Индуисты имеют внутреннюю возможность принять и по-своему понять любую религию. К тому же они глубоко и искренне религиозны. Христианский священнослужитель почитается чуть ли не как человеко-бог. Если я, например, прохожу мимо сидящего индуиста, он тотчас же подымается, чтобы этим воздать честь и священнику, и его Богу. В Индии очень плохо относятся к тем, кто заявляет, что он не почитает никакого бога; такой человек воспринимается обществом как человек, лишенный самоидентичности. Такие условия являются действительно благоприятными для исполнения нашего пастырского служения.

-Сейчас имеет место проблема взаимоотношений индуистов и мусульман в Кашмире. Есть ли радикальные течения в индуизме, которые враждебно настроены к христианской Церкви?

-Христиане, как я уже говорил, присутствуют в Индии уже почти 2000 лет. Теперь у нас представлены 3 христианских Церкви: самая древняя-Сирийская Православная Церковь, католическая и различные протестантские деноминации. Что касается нашей Церкви, то мы никогда не имели никаких пробем с индуистами. Большую роль играет культурный аспект. По вероисповеданию я христианин, по культурной принадлежности-хинду. Другое дело-мусульмане. Они отрицают не только религиозную самоидентичность хинду, но и культурную, подрывая тем самым устои индийской культуры и общества. Эти проблемы взаимоотношений уходят своими корнями в историю Индии. Были периоды, когда мусульмане захватывали территории, населенные хинду, огнем и мечом насаждая свою веру. Обстановку нагнетают радикальные фундаменталистские течения ислама. С христианами таких проблем никогда не было. Хотя нужно сказать, в последнее время появляется напряженность в отношениях. Но причина этому не в религиозных убеждениях. Решающую роль здесь играют другие причины. В индийском обществе происходит разделение на бедных и богатых. Христианские миссии помогают бедным получать образование. Благодаря этому люди могут осознать реальные причины своего плачевного положения. Это вызывает недовольство людей богатых. Это первая причина. Вторая-в самих миссиях, или, лучше сказать, псевдомиссиях. В последние десятилетия в Индию хлынул поток американской кока-кола-культуры. Несмотря на всю огромную толерантность индийцев, эти «миссионеры» все-таки умудряются часто давать поводы к недовольству местного населения. К сожалению, это бросает тень и на традиционные Церкви. Третья причина-политическая. Политики не всегда желают уважать права христиан.

-Каким был ваш личный путь к христианству и священству?

-Я даже не знаю, когда мои предки приняли христианство. Меня ко Христу привели мои родители, дав мне надлежащее христианское воспитание. Наша семья ежедневно собиралась вместе для чтения утренних и вечерних молитв. По воскресениям мы всегда ходили в церковь. В Индии религиозные объединения не имеют права преподавать религию в школах. Поэтому у нас при храме действовала так называемая воскресная школа. В воскресных школах кроме основ христианского вероучения мы изучаем также историю и арамейский язык.

-Каждая национальная Церковь имеет свои богослужебные и обрядовые особенности. О каких особенных обрядах, литургических традициях индийской Церкви вы можете рассказать?

-Когда мы говорим о христианской Церкви в Индии, мы должны помнить, что эта Церковь очень сильно срослась с местной культурой. Очень многие традиции и обряды связаны с индуизмом. Например, таинство брака. В большинстве христианских Церквей принято обмениваться кольцами. У нас существует другая традиция. Жених повязывает на шею своей невесте золотой крест. Точно так же поступают и индуисты, только вместо креста повязывается изображение кого-нибудь из индуистских божеств.

В устройстве храма также есть местные архитектурные особенности. В храмах много светильников, наполненных особым благовонным маслом.

В церковных общинах распространена традиция собираться после субботнего вечернего богослужения для чтения Священного Писания и для духовных бесед. Очень большое значение придают соблюдению постов. В нашей традиции есть трехдневный «Ниневийский» пост.

-Каких святых почитают индийские христиане, и какое вообще значение имеет для вас почитание святых?

-Почитание святых имеет огромное значение. У индуистов есть множество паломнических мест. В этом контексте особый смысл принимает и почитание святых христианами, поклонение их святым мощам и паломнические путешествия к местам их праведных подвигов. Иногда люди проходят пешком по 200-300 км, чтобы таким образом засвидетельствовать свою веру в помощь ходатайственных молитв к Богу того или иного святого. Как правило, в таких местах очень быстро возникают монастыри. В Индии много монашеских обителей. Как правило, это мужские монастыри. Женские монастыри-явление совсем недавнее, возникшее примерно в 50-х годах ХХ века.

-О. Саджи, благодарим вас за интерессный рассказ о жизни христианства в Индии. От лица творческого коллектива нашего журнала и от лица нашей читательской аудитории желаем Вам успехов в преподавательской деятельности и помощи Божией в несении вашего пастырского служения.

-В свою очередь, я также хотел бы пожелать Белорусской Православной Церкви в целом и вашему студенческому изданию в частности благополучия и процветания. Храни вас Бог!

   С о. Саджи беседовал Юрий Рой,
студент III курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.