Все святые-христиане, но не все христиане-святые

1 (1)Христианство-это самая трудная религия. Очень просто слыть хорошим человеком, преданным своей идее. Таких было очень много. Они были готовы во имя идеи приносить жертвы. О них говорили, их ставили в пример. А вот христианину очень трудно быть на высоте своей веры, своего идеала. Ведь он должен сопротивляться соблазнам мира, плыть против течения. Христианство направляет нашу жизнь по линии наибольшего сопротивления.

Люди нашего времени, ничего общего с христианством не имеющие, думают, что Церковь должна состоять из совершенных (святых) христиан, и осуждают ее за то, что в ней столько людей грешных, несовершенных. Конечно же, мы легко узнаем друг друга с внешней стороны. Но много ли мы думаем о том, как человек молится Богу, как протекает его внутренняя духовная жизнь, его духовная борьба? На ум приходят поэтические строки: «О, человек толпы! Ну кто бы мог подумать, что вне толпы ты-чей-то сын, отец и муж любимой… О, человек толпы! Ну кто бы мог представить, что вне толпы ты-врач, поэт и… даже веришь в Бога…» Во внешней жизни, раскрытой для всех, легко обнаруживаются действия греховных страстей. А какие за этой внешней стороной сокрыты борения духа, взлеты к Богу, мучительные усилия осуществить Христову правду-мы не знаем или не хотим знать.

Церковь также имеет свою внешнюю и внутреннюю сущность. Внешняя ее природа-это множество несовершенных и погибающих. Никем она не гнушается. Ведь и Иисус Христос всегда шел навстречу таким людям. Его окружение всегда составляли мытари и грешники. Вся жизнь Церкви направлена прежде всего вовнутрь. А ее внутренняя сущность свята.

Но эта святость далеко не тождественна понятию нравственного совершенства. «Святое»-в первую очередь означает нечто качественное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дистанции. Все, что посвящено Богу (люди, предметы), именуется святым. Оно считается отделенным, изъятым и посвященным на служение Господу. Мы называем Библию Священным Писанием, так как это не просто повесть или роман. Это Слово Божие. И его невозможно читать как газету или обыкновенную книгу. Мы называем икону святым изображением. Ведь перед нами не просто картина или фотография. Она напоминает нам о другом мире, зовет нас к нему.

Сам человек должен решиться жить другой жизнью. Хорошо об этом сказал апостол Павел: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши в орудия праведности» (Рим. 6,11-16).

На этом трудном пути к святости нам необходима помощь. Ведь так легко ослабеть, так легко забыть о своем призвании. Иной раз опускаются руки. Кажется, что невозможно быть выше самого себя. И вот здесь к нам приходят на помощь святые. Каждому из них присущи черты конкретного человека, вписанного в определенную эпоху, и в то же время возвышающегося над ней, указывающего путь в будущее. Еще апостолы ставили в пример жизнь угодников Божиих: «Илия был человек подобный нам…» (Иак. 5,17) А в послании к Евреям целая глава посвящена героям веры, в заключении которой сказано: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12,1). «Золотой колос» святых никогда не прерывался в Церкви. Допустить обратное-это значило бы думать, что оскудела в Церкви благодать, и все то, к чему призывает Господь, неосуществимо. Вглядываясь в жизнь святых, мы находим себе помощь и поддержку. Ведь каждый из них был прежде всего человеком. А значит, им присуще было все то, что печалит и огорчает нас. Они из того же теста, что и мы, а следовательно, у каждого из нас есть шанс. Их жизнь есть воплощенный идеал истинного, духовного и возвышенного жития.

Иногда читая житие одного, другого, третьего подвижника замечаешь, что между ними есть какое-то подобие. Да, призвания святых повторяются-люди не повторяются никогда; грехи у святых совпадают-личности не совпадают никогда; как императоры и кесари они одинаковые-как святые различные. И это неудивительно. Ведь грех-очень однообразен, он всегда повторяется, он монотонен. А человек, стремящийся к святости-это прежде всего индивидуальная личность, которая всегда неожиданна, непредсказуема. Каждый из них выбирает свой путь следования за Христом.

Все люди, имеющие хоть искру веры, молитвой поддерживают друг друга. Молитва обнимает собой всю Церковь и распространяется за ее пределами. Она поднимает нас от земли к Богу, делает немощных сильными, печальных радостными, всем дает «благодать для благовременной помощи» (Евр. 4,16). И молясь друг за друга, мы молимся и за тех, кто ушел из жизни, потому что связь с ними не прерывается. И мы верим, что там, в ином мире, недоступном нашим глазам, но доступном сердцу, они тоже молятся за нас. Мы знаем, что все святые живы, и что мы все-одна большая семья. Они-наши незримиые помощники. Ощутить это можно только на практике. Как и вся жизнь Церкви может быть воспринята только опытно.

Вот что в своем письме из заключения писал священник Павел Флоренский: «Милые мои дети, Господь хранил нас, мы не оставались без Его покрова. Не забывайте никогда, прошу вас и завещаю вам, с этого времени вашего детства и всегда обращайтесь за помощью к Господу, Божией Матери, угоднику Божию Сергию, а еще святым Николаю Чудотворцу, преподобному Серафиму и своим Ангелам… Верьте, мои милые, что я говорю по многому опыту,-они не оставят вас без помощи. Много-много раз я убеждался в действительности молитв к ним и не бывал не услышан, когда просил их. И вот, мои родные, никогда не забывайте молиться и обращаться за помощью к небесным покровителям!» В этих словах нет ничего того, что бы иной назвал суеверием или религиозными предрассудками. В этих словах-жизнь. Более того, молитвенное обращение к святым приносит нам великую пользу.

Все христиане-народ избранный. Однако приток в церковные организации формальных лиц, явно не святых, помогает понять одно: все святые-христиане, но не все христиане-святые. Более того, христианин, который уверен в том, что он святой-уже не свят, ибо не смирен. Но не смирен и тот, кто оставил надежды на святость, ибо святость-есть дар Божий и стремиться к Богу-означает стремиться к святости. «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1Фес. 4,3), и еще: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11,44). Это воля Божия, это Его императив. Кто не следует этому, тот осуждает сам себя на небытие. Ибо презрение воли Божией есть презрение и отвержение Его любви. Поэтому ненависть или равнодушие к святости, к вечной Любви, которая дает жизнь, неизбежно приводит к отрицанию самой жизни.

   Сергей Шевченко,
студент V курса МинДС

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.