Митрополит, которого мы знаем

1 (1)Митрополит Филарет—иерарх, глава Белоруской Православной Церкви, церковный и общественный деятель. Глядя на таких людей, всегда хочется рассмотреть за их общественным образом простые человеческие качества. Что думают, например, о митрополите Филарете его коллеги-иерархи, друзья? Каким был Кирилл Вахромеев в студенческие годы? Строг ли Патриарший Экзарх к своим подчиненным? За ответами на эти вопросы мы обратились к самым разным людям, которые знали владыку в разные периоды его жизни.

Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II:

Исторические заслуги Патриаршего Экзарха всея Беларуси—как плод напряженного труда, преданности долгу своего церковного послушания, подвига веры—это не только восстановление разрушенных, поруганных, закрытых и строительство новых храмов и монастырей; это—воссоздание Минской Духовной Семинарии и придание ей статуса высшего учебного заведения; это—впервые в пределах Белорусской земли—создание Духовной Академии и принципиально новой для Церкви формы образования—богословского факультета в Европейском гуманитарном университете; по существу, впервые в истории Белой Руси построение завершенной системы подготовки кадров Церкви. Особо же подчеркну роль Митрополита Минского и Слуцкого Филарета в том, что на благословенной Белорусской земле между Церковью и государством стало возможным и во многом сложилось плодотворное сотрудничество, знаменуя собой принципиально новые в истории взаимоотношения государства и Церкви.

Владимир Нестерович Дражин,
заместитель Премьер-министра
Республики Беларусь:

За время работы в Парламенте мы все узнали владыку Филарета как человека высокой души, патриота, который очень много сделал для того, чтобы о Беларуси заговорили как о государстве, где межконфессиональные отношения являются примером толерантного, цивилизованного отношения людей разных идеологических и политических взглядов. Я часто задавал владыке вопрос: «А как у Вас с кадрами?» Он всякий раз отвечал: «Как у Вас проблемы, так и у нас проблемы. Хороший священнослужитель—великая и редкая драгоценность».

Протопресвитер Виталий Боровой:

Высокопреосвященнейший Филарет прежде всего—Человек. Для него ни сан, ни звание, ни титул, ни митра и облачение, ни «Исполла эти деспота» не важно, а то важнее всего, что он—Человек, и все люди для него—человеки, творения Божии. Это проявляется в его отношениях к другим в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах.

Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков):

Помню такой случай. Мы уже были на IV курсе Московской Духовной Академии. Один из наших однокурсников избрал для написания сочинения тему о святых равноапостольных Мефодии и Кирилле. Как выяснилось, ею давно интересовался Кирилл Вахромеев, еще с семинарской скамьи подбирая необходимую литературу. Когда он узнал, что облюбованная им тема «занята», он не стал ходить по кабинетам и просить начальство, чтобы ее оставили за ним, а просто узнав, кто избрал ее (это был Тимофей Фомин), положил на его стол толстые тетради с исчерпывающим списком литературы и материалами по данной теме. Своим благородным поступком он заставил не только уважать себя, но, я бы сказал, благоговеть перед ним всех студентов IV курса.

Архимандрит Алексий (Поликарпов),
наместник ставропигиального Московского
Свято-Данилова монастыря:

Всегда покоряет свойственное владыке Филарету чувство меры, которое позволяет возглавляемым им богослужениям быть величественными, но не театрализованными, являть собою органическое соединение, сплав благочиния и красоты. Этому впечатлению в немалой степени способствует, я бы сказал, врожденная музыкальность Владыки.

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан):

Следуя традиции своего великого соотечественника, русского Златоуста—святителя Кирилла Туровского,—владыка Филарет тонко и чутко откликается на все, что тревожит Церковь и мир. Но о чем бы ни шла речь—об актуальной во все времена проблеме взаимоотношений церковной и светской власти, о состоянии богословской науки или о современной культуре,—он не устает напоминать своим современникам о том главнейшем принципе, на котором строится всякая человеческая жизнь: «Никакой внешний, даже самый справедливый порядок не сделает нас счастливыми, пока не будет порядка в нас самих, в нашем отношении к Богу и ближним».

Николай Иванович Чергинец,
председатель Постоянной комиссии Совета Республики
по международным делам и национальной безопасности,
генерал-лейтенант, писатель:

Владыка обладает необыкновенным даром от Бога—достучаться, дотронуться до сердца и ума каждого человека. В прошлом году у меня был юбилей. Владыка приехал в Белорусский театр, где проходило торжество, тепло поздравил меня, вручил в подарок ценную церковную книгу; после вечера мы вместе встречались с артистами. Ведь они до этого на сцене проникновенно играли, читали отрывки из моих книг—владыка внимательно слушал. Потом мы с артистами ненадолго зашли в буфет. Я, почти не надеясь на согласие (ведь он чрезвычайно загружен работой), пригласил владыку пообщаться с артистами. И он пошел. Все были просто поражены. Столпились вокруг него и долго не выпускали из этого живого кольца,—всем хотелось хоть словом с ним обменяться. И владыка нашел теплое слово для каждого… Это качесто и позволяет ему всегда быть услышанным,—не потому, что его сан так высок, а потому, что его хочется услышать. Люди тянутся к нему, как растения к свету, где бы он ни был… Вся моя семья каждый раз после встречи с ним приобретает новое дыхание, силы, даже маленькие внуки испытывают это.

Сурен Гургенович Арутюнян,
посол Армении в Республике Беларусь:

Как-то на одной из встреч владыка сказал: «Я не перестаю благодарить Бога за ту паству, которую Он мне вручил». Все эти годы владыка Филарет не только верой и правдой служит своей пастве, но и способствует консолидации белорусского общества в целом, выступает за то, чтобы верующие активно включались в процесс духовного обновления страны, и прежде всего там, где они могут принести наибольшую пользу,—в сферах просвещения, культуры, искусства, благотворительности и милосердия.

Архимандрит Леонид (Филь),
ректор Минских Духовных
Академии и Семинарии:

С первого учебного года по настоящее время Его Высокопреосвященство работает в Семинарии штатным преподавателем Священного Писания Нового Завета. Подобная практика, когда правящий архиерей—Митрополит, Патриарший Экзарх—штатный преподаватель семинарии, сегодня уникальна для Русской Православной Церкви. Владыка был инициатором создания в семинарии отделения заочного обучения, которое было призвано давать богословское образование священнослужителям, не имевшим возможности получить его до принятия священного сана. Оно открылось в 1991 году. Тогда же по инициативе и под руководством митрополита Филарета была начата подготовка по переводу полного курса обучения в Минской Духовной Семинарии с четырехлетнего на пятилетний и разработка стандарта степени бакалавра богословия.

Епископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко):

Молодежи среди прихожан в Минске в «наше» время (1967-1969 годы) было раз-два и обчелся. Нынешний митрофорный протоиерей о. Анатолий Ковалев был самым частым прихожанином Кафедрального собора, и я старался периодически посещать собор, было еще несколько молодых людей, и весь приход знал их не только в лицо, но и по именам. Когда же я приезжал из семинарии после 1978 года, было очевидно, что молодежь в соборе стала численно возрастать, более того, появились молодые чтецы и прислужники. С появлением Митрополита Филарета в Минске всем стало ясно, что он занял активную позицию и дремать никому не даст. Через недолгое время поняли и еще одно: Митрополит умеет постоять за церковное дело, не ссорясь при этом с властями. Наш иерарх постепенно как-то «приучал» власти считаться с интересами верующих, а значит—с Церковью. Это дало возможность молодежи безбоязненно приходить в храмы не только в качестве прихожан, но и пополнять ряды клира. Ведь юридически-то, формально у нас была свобода совести, так что всякое своеволие властей было нарушением законодательства. Несомненно, владыка все это не только понимал, но и в нужном ключе преподносил в соответствующих инстанциях, что дало ему возможность оживить церковную жизнь.

Иеромонах Серафим (Белоножко),
помощник декана факультета теологии ЕГУ,
преподаватель Минских Духовных Академии и Семинарии:

В качестве научного руководителя дипломных работ и кандидатских диссертаций Владыка, не жалея времени, вычитывает сотни страниц текстов, помогает с литературой и ведет шаг за шагом своих диссертантов к успешным защитам сочинений. Соискатель, правда, часто чувствует себя неловко, ведь он отнимает у всегда перегруженного человека время или от ответственной работы, или от краткого отдыха.

Игумения Гавриила (Глухова),
настоятельница Гродненского ставропигиального
Рождество-Богородичного монастыря:

Рабочий день Владыки всегда расписан по минутам. Удивляешься иногда: как его хватает на всех и на все? Будучи Председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, владыка уезжал в Отдел рано утром и возвращался домой иногда далеко за полночь. Однако вместо того, чтобы отдохнуть, владыка, как правило, продолжал трудиться до 3-4 часов утра. Чувство долга, ответственность за возложенное на него Матерью-Церковью послушание для владыки всегда превыше собственного покоя и здоровья. Бывали случаи, что, жалея владыку, я выворачивала электрические пробки, чтобы он не работал ночью. Но утром, проводив его в Отдел, заходишь в кабинет, а там—гора свечных огарков. По своей интеллигентности владыка не устраивал «разборок» по поводу моего «хулиганства», а просто, как бы не замечая его, работал при свечах.

Римма Пашко,
кандидат философских наук,
зам. декана факультета теологии
Европейского Гуманитарного Университета:

Как-то владыка Филарет, выйдя из своего кабинета декана богословского факультета Европейского гуманитарного университета, увидел студента, которого должны были исключить за академическую неуспеваемость по современному иностранному и латинскому языкам. Студент давно и терпеливо ожидал владыку. Растерянное лицо вчерашнего школьника выдавало смятение чувств, непонимание самого факта исключения. «Почему из-за какого-то английского языка,—наверное, думал студент,—я должен покинуть родной мне богословский факультет? Ведь экзамены по всем богословским дисциплинам успешно сданы…»—юноша чуть не плакал. Владыка подошел к горе-студенту и строго произнес: «Мы не язычники, но языки знать обязаны!» Этот шутливый афоризм врезался в память и студенту, и мне, ставшей невольной свидетельницей этой встречи. Молодой человек, справившись с академической задолженностью, был восстановлен и успешно окончил богословский факультет, проявляя прилежание не только в области богословия и религиоведения, но и по отношению к иностранным языкам и светским предметам.

Протоиерей Адрей Лемешонок,
духовник Минского
Свято-Елисаветинского монастыря:

Литургия—центр христианской жизни, центр нашего духовного стояния. И когда литургисает владыка—молится перед престолом, стоит перед Святыми Дарами,—видишь, что Митрополит стоит перед Самим Христом, и никто и ничто не может оторвать его от этого великого Таинства. Он остается как бы один на один с Богом. Это видно внешне, это чувствуется внутренне: совершается молитва, молитва за Церковь, за мир. И это удивительно. Многие церковные люди замечают, что во время своей проповеди владыка иногда даже закрывает глаза,—видимо, чтобы ничто его не отвлекало. И от такого сосредоточенного стояния пред Богом, наверное, и дается слово нашему архипастырю. Слышишь и видишь, что его слово идет не от ума, а от сердца. Это слово, в котором действительно есть благодать врачующая. Любой внимательный собеседник владыки Экзарха может свидетельствовать: когда предстоит разрешить какую-то проблему, он, прежде чем принять решение, молится. И, конечно, не видимым для стороннего глаза образом, а как бы «войдя в клеть» сердца своего. У меня в таких случаях всегда возникает впечатление (это трудно выразить и точно описать!), что не от ума идут его слова о том, как нужно поступить, какое решение принять, а—от сердца, от молитвы. Это видно, это чувствуется.

Епископ Полоцкий и Глубокский
Феодосий (Бильченко),
магистр богословия:

Однажды спешит Митрополит на службу в храм, опоздать нельзя. А тут подходит к нему пожилая женщина и сквозь слезы начинает говорить о своих бедах: с мужем проблемы, сын пьет и т.д. Владыке и слушать уже некогда, и пройти мимо слез невозможно. Он приобнял женщину, приголубил: «Ну, мать, крепись, не отчаивайся». И плачущей этого оказалось достаточно, она ушла совсем другим человеком, утешенная и обрадованная несколькими теплыми, искренними словами, сыновним жестом. И я понял, что часто человеку для поддержки только этого и не хватает.

Леонид Павлович Гуляко,
Министр культуры
Республики Беларусь:

Никогда не слышал от Владыки слова «я». В нашем «чиновничьем» быту мы без него не можем, обязательно должны отчитаться: «Я организовал, я сделал, я поручил, я выполнил, я добился» и т.п. А у него все «по воле Божьей и с Божией помощью», как будто сам он и ни при чем. Это-то и удивительно: при таком огромном многообразии дел отсутствует слово «я». Он и не говорит так,—и даже не смеет так думать!..

 По материалам книги
«В послушании преданный»
(Минск, 2003)

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.