Науки юношей питают

lomonosov«…Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов объял все области просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»,—так охарактеризовал своего великого соотечественника А.С. Пушкин. Жизнь Ломоносова без преувеличения можно назвать подвигом, а его самого—подвижником русской культуры.

Ложное название

Михайло Ломоносов родился около 1712 года в деревне Денисовка Куроостровской волости, в нескольких верстах от Холмогор. Там он научился читать и был лучшим чтецом в приходской церкви, вызывая этим зависть сверстников. Ему в руки попадаются «Грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика» Л. Магницкого. Эти книги сам Ломоносов впоследствии называл «вратами моей учености». В 1731 году он оказывается, преодолев трудности далекого зимнего путешествия, в Москве, где, назвавшись сыном священника, поступает в Славяно-греко-латинскую Академию. Здесь он очень быстро проходит учебный курс, показывая большую способность к учению. Побывав в Киеве и Петербурге, он едет по направлению Академии Наук в Германию, где изучает химию, металлургию и другие интересующие его науки. Побывав прусским гренадером, женившись, он в 1741 году возвращается в Петербург, где назначается адъюнктом физического класса, позднее—профессором химии, затем—академиком.

В 1755 году Ломоносов основывает Московский Университет, ныне носящий его имя, и пишет первый российский университетский Устав.

Скончался М.В. Ломоносов 4 апреля 1765 года, на второй день Пасхи и был похоронен в Александро-Невской Лавре.

Господин языка

Значение Ломоносова в русской литературе ХVIII века выразилось не в отдельных сочинениях, не в их внутреннем содержании, а в их языке. Н.В. Гоголь назвал Ломоносова «господином и законодателем языка». Пушкин видел литературную заслугу великого гения в том, что он «первый … открывает нам истинные источники нашего поэтического языка». И главным из этих источников он убедительно считает язык церковного русского богослужения, язык церковно-славянских богослужебных книг.

Своими литературными произведениями Ломоносов, как никто другой до него, показал все величие и красоту именно русского языка. И в этом его главная литературная заслуга.

Театр дел Божиих

Духовная тематика не была доминантой литературного творчества Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящен именно богословским, религиозным вопросам.

«Вечернее…» и «Утреннее…» размышления о величии Божием представляют из себя славословие Творца из созерцания красоты и целесообразности тварного мира.

Замечание о важности понимания природы как естественного откровения содержится и в научно-публицистических заметках и письмах Ломоносова. «И вы,—пишет Ломоносов,—удостоенные взирать в книгу непоколебимых естественных законов, возведите ум ваш к Строителю оных и с крайним благоговением Его благодарите, открывшего вам театр премудрых дел Своих; и чем больше оныя постигаете, тем вяще со страхом Его превозносите».

Продолжая мысль о религиозной значимости природы, Ломоносов отмечает, что не все духовные истины доступны посредством естественного откровения. Поэтому «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой—Свою волю. Первая—видимый сей мир… Вторая книга—Cвященное Писание». В произведении «Явление Венеры» Ломоносов дает прекрасное понимание взаимных отношений богословия и науки: «В пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложение видимого мира сего, физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители». Не случайно указанное произведение отсутствует в большинстве советских изданий трудов нашего великого предка, обладавшего глубокой верой. Многих его произведений с религиозным содержанием нет в общедоступных изданиях его сочинений. Но эти произведения есть, и это еще раз подчеркивает важность религиозного мировоззрения для любого ученого, действительно хотящего познать мир.

Не бойся быть смелым

В советской атеистической критической литературе нередко можно встретить мнение, что Ломоносов в своем мировоззрении был деистом, то есть отрицал промышление Бога о мире. Такое утверждение не соответствует действительности. Так, в письме к Шувалову он отмечает, что Бог «в жизнь» был ему защитник и никогда не оставлял без ответа его слезных молений». В другом письме Ломоносов выражает мысль, что Бог постоянно наблюдает за жизнью человека, и если эта жизнь не соответствует тем дарованиям, которыми наделен человек, Он так или иначе его наказывает. «Я бы охотно молчал,—оправдывает Ломоносов свою борьбу с противниками просвещения,—да боюсь наказания от правосудия и всемогущего Промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий, к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже».

Особенно ярко Ломоносов выражает идею Бога-Промыслителя в стихотворных переложениях псалмов. Так, в переложении 145 псалма, который сам по себе является гимном Промыслителю мира, автор восклицает:

Блажен тот, кто себя вручает
Всевышнему во всех делах,
И токмо в помощь призывает
Живущаго на небесах.

Ломоносов исповедует непрестанное Божественное промышление и о России и ее правителях, усматривая этот Промысел во всех событиях русской истории.

Прямое образование

Достаточно много говорит Ломоносов и о проблемах духовенства. Говоря об образовании пастыря, он подчеркивает, что изучением богословия не должна ограничиваться подготовка тех, которые должны стать религиозными вождями народа. Они должны быть знакомы с естественными науками, чтобы через откровение тайн природы возвышать религиозный дух пасомых. На примере великих отцов Церкви Ломоносов доказывает, что пастырь должен знать все то, что так или иначе может служить к назиданию верующих. На возражения тех, кто указывает на дикость народа, с которым пастырю приходится иметь дело и происходящую отсюда мнимую ненужность внешнего образования, он отвечает: «Потому-то пастырю и нужно быть всесторонне образованным, что он идет к народу необразованному, где должен встретиться со множеством самых скверных и вредоносных во всех отношениях обычаев, где масса самых грубых поверьев, где, наконец, религия … не нравственный союз Бога с человеком …, а лишь масса обрядов, которые необходимо исполнять…Только путем более глубокого и практического образования возможна борьба с невежеством и суеверием массы. Не будь этого образования, пастырь не только не в состоянии будет что-нибудь сделать для возвышения народной жизни; но, окунувшись в эту жизнь, или сам сделается ее членом, таким же суеверным, как и все прочие, или же—что еще хуже,—отложив весь стыд, сделается «казнодеем», все свои силы обратит на служение мамоне». Именно против суеверного отношения к вере обращено известное стихотворение Ломоносова «Гимн бороде». В нем он сатирически высмеивает несоответствие жизни христианина с его высоким званием.

Жизнь Ломоносова была скорбной и многотрудной, и как христианин он выразил свое отношение к обстоятельствам жизни вообще: «Ежели бы небо благоволило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать. Жизнь для него—смесь добра и зла в мире нравственном, бед в мире физическом. И если человек доверится лишь своим силам—неизбежно впадет в отчаяние о своей судьбе. Но Бог—«все на пользу нашу строит». Исходя из всего этого, цель земной жизни—постоянное стремление к Богу, проявляющееся в личной добродетели и в участии в жизни общества, стремясь направить ее ко благу, бороться за добро, даже до смерти, имея пред собой Священное Писание, в частности псалмы Давида, как вдохновение к борьбе за добро, к борьбе за правду, которую он называет родной сестрой веры. Полное познание Бога—цель жизни, и ее осуществление возможно лишь при полном торжестве веры и знания, при полном усвоении человеком, и того и другого.

Все упомянутые в тексте произведения содержатся в «Сборнике Нивы», №4 за 1893 год и в сборнике «М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Избранное» (М., 1984), находящихся в библиотеке МинДАиС.

 Павел Бубнов

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Открыт набор участников на Девятый республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие»

Семинар будет проходить в Минской духовной семинарии (Гродненская область, Слонимский район, а/г Жировичи) с 7 по 13 июля 2019 г.