Небесная твердь, бездна и вода в шестодневе

1 (1)О чем говорит библейская книга Бытия, повествуя о начале мира? Что значили для бытописателя слова «твердь», «свет», «тьма» и другие. Как мы понимаем их сегодня в свете научного представления о мире? Предлагаем Вам, дорогие читатели, одну из многих попыток соотнести библейские понятия с научными терминами.

Понимание «небесной тверди» как «небесной сферы»

Словосочетание «небесная твердь» в первой главе книги Бытия Священного Писания может быть неправильно понято. О какой «небесной тверди» с присоединенными к ней светилами можно говорить в наш век космических полетов, когда известно, что вселенная имеет огромные или даже вовсе бесконечные размеры, а звезды—это гигантские шары плотного раскаленного вещества? Наше солнце—просто одна из таких звезд, расположенная, согласно повелению Творца мира, очень близко к нам для поддержания жизни на Земле. Подобным образом, луна, планеты, астероиды, кометы и др. так называемые «небесные тела» являются либо шарами, либо глыбами вещества неправильной формы, совершающими движение в пространстве около солнца, а не светящимися кругами или объектами на какой-то твердой сферической поверхности громадных размеров.

Нужно еще учесть, что древнееврейское слово, которое переведено на русский как «твердь», на самом деле имеет значение некоторой протяженности. Потому, по мнению автора статьи, более удачным русским переводом словосочетания «небесная твердь» будет понятие «небесной сферы» из современной науки астрономии.

Учебник астрономии Б.А.Воронцова-Вельяминова следующим образом вводит понятие «небесной сферы»: «Явления суточного вращения неба удобно изучать, воспользовавшись математическим построением—небесной сферой, т.е. воображаемой сферой произвольного радиуса с центром в точке наблюдения, на поверхность которой проецируют видимые положения всех светил.» (М., «Просвещение», 1982). Напомним читателям, несколько подзабывшим основы астрономии, что это суточное вращение неба—только кажущееся и происходит на самом деле из-за того, что земля вращается вокруг своей оси. Небо на самом деле «стоит». Здесь проявляется эффект, который можно наблюдать, сидя на карусели. С нее мы видим, что все предметы будто бы проплывают вокруг нас по кругу, хотя, очевидно, что на самом деле они «стоят». Что касается смены времен года и видимости солнца выше летом и ниже зимой в наших широтах, то она объясняется годовым обращением земли вокруг солнца. Ось вращения земли вокруг своей оси наклонена при этом к плоскости орбиты под углом около 23.5 градуса.

1 (1)

Главное, что нужно отметить в приведенном определении—это произвольный радиус воображаемой небесной сферы. Разумеется, если мы имеем намерение перенести это понятие в область религии, то оно должно быть несколько преобразовано. Небесная сфера в Библейском понимании будет, разумеется, уже не воображаемой, а, наоборот, совершенно реальной «сферой» материального мира-вселенной, содержащей внутри себя все творения мира. Кстати, современному человеку понятие «сферы» также не чуждо, как например, сферы приема и передачи сигналов с мобильного телефона. Священное Писание не дает чисто научные, математические сведения о радиусе этой небесной сферы. Более того, даже птицы, летящие по небу, в Священном Писании часто называются птицами небесными. И также запросто можно говорить, что облака плывут по небу. В этих случаях круг творений Божиих берется как бы на близком расстоянии к человеку, стоящему на поверхности земли и обратившему свой взор к материальным, сотворенным небесам. Но есть и такие творения, которые действительно находятся от нас очень далеко, например,—звезды. Свет, который за одну секунду способен 7 раз облететь земной шар, идет от ближайшей звезды до земли около 3 лет. Звезды—это «настоящие» небесные творения с точки зрения науки. Но Ангельский мир, Царствие Небесное находятся вообще вовне всего созерцаемого нами материального мира-вселенной и чисто человеческими усилиями добраться до него невозможно. Хотя даже самую отдаленную точку мира-вселенной можно, в принципе, достичь на ракете несколькими поколениями космонавтов, если, конечно, они успеют это сделать до «конца света», что очень сомнительно.

Во времена, близкие ко времени земной жизни Спасителя, существовала модель мира Аристотеля. Позднее ее признала католическая церковь. Согласно этой модели, в центре мира находится земля, а вокруг нее движутся луна, солнце, планеты. Кроме того, на еще большем расстоянии от неподвижной земли, находящейся в центре мира, расположена «сфера неподвижных звезд». Даже в XVI-XVII веках после коперниканского переворота в науке, поставившего солнце в центр мира вместо земли, данная «сфера» сохранилась. И только в прошлом веке ученые пришли к современному пониманию расположения звезд в мире-вселенной. Но хотя понятие о «сфере неподвижных звезд» было отвергнуто дальнейшим развитием науки, понятие «небесной сферы» остается и его можно, как видим, наполнить несколько более общим содержанием, по сравнению с тем, которое есть в астрономии. Это как бы «сфера творений Божиих», если пытаться провести, разумеется, очень отдаленную аналогию со сферами действия ракет или мобильных телефонов—творений не Божиих, а человеческих рук.

Бездна

Вспомним догмат о сотворении мира из ничего. Согласно ему, до творения мира ничего не существовало. Но вот мир начинает твориться Богом, и что появляется далее? Читаем в книге Бытия: «Земля была безвидна …» По всей видимости, здесь имеется в виду еще не планета Земля, как мы ее сейчас понимаем, а некоторое пространство, чем-то заполненное. Причем размеры этого пространства велики. Конечно, слова «пространство» в Библии нет, но зато там есть слово «бездна». Оно означает, что размеры этого пространства неисчислимы человеческими мерками. Говорят, например, о бездне океана или о бездне неба: «Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне—дна» (М.В.Ломоносов). В этих словах великого ученого как бы совмещено и библейское, и научное понимание мироздания, причем сделано это в стихотворной форме.

Итак, в заполненном первовеществом бесконечном или очень огромном пространстве будет выделено место для планеты Земля.

Первовещество «вода»

Выражение «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2) означает, что Святой Дух приготавливал первовещество к последующим этапам творения. Здесь можно также добавить, что это первовещество не остается предоставленным самому себе после творения, и без Бога оно не смогло бы далее существовать.

Также ясно, что «вода», о которой говорится в этих строках, пока еще не является обычной. Здесь под ней понимается какое-то текучее вещество, заполняющее пространство. По отдельным свойствам это первовещество чем-то напоминает собой для человека воду, и потому именно так сказано о нем в книге Бытия.

«Вода» из первой книги Бытия не должна слишком удивлять ученого, так как даже сегодня астрофизики при изучении космического вещества—плазмы—применяют к нему законы гидродинамики, причем «гидро» означает воду.

Что происходит далее? Среди «тьмы», под которой и можно понимать бездну текучего первовещества, появляется «свет». Это понятие относится также и к ряду известных в физике полей, а не только одному свету от солнца.

«Вода над твердью» и «вода под твердью»

После того, как прояснено понятие «тверди» как «сферы», более ясными становятся понятия «воды под твердью» и «воды над твердью». В Быт. 1,16-18 говорится о следующем: в заполненном первовеществом пространстве намечается разделение, а именно, по мнению автора, выделяется сфера—шар. «Вода под твердью» оказывается внутри этого шара—это будущая планета земля с ее атмосферой, а «вода над твердью»—весь остальной космос.

Заключение

Главная идея автора заключается в том, что «твердь» представляет из себя не какой-то горизонтальный слой, отделяющий одну порцию первовещества от другой, а сферу с заполняющим ее пространством. Внутри всей огромной сферы сотворенного мира-вселенной как бы прорезается еще одна сфера, вещество которой со временем войдет в состав планеты Земля.

   Николай Петров-Павлов

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.